Управление государственным долгом. Государство в роли гаранта

Государство в роли гаранта

Межправительственные займы

Межправительственные займы получили широкое распространение в годы Первой Мировой войны в связи с поставками из США в Европу (11 млрд $).

После Второй Мировой войны единственным кредитором по международным займам стал США (30,2 млрд $).

Льготный условия межправительственных займов сопровождались определенными требованиями выгодными для США. Наиболее известным межправительственным займом в этот период является план Маршалла, по которому в период с 1950 по 1955 гг. сумма помощи странам западной Европы составила около 17 млрд $.

После 1955 предоставлением межправительственных займов в основном занимались международные валютно-кредитные организаций, как правило займы предоставлялись более развитым государствам для достижения различных экономико-политических целей.

Основные кредиторы – США, Германия, Франция, Япония.

Основной объем международного кредитования происходит в форме кредитов международный кредитных организаций.

Государство в роли гаранта выступает в заемных операциях, либо через правительство, либо через специально созданные государством структуры. Гарантия обязывает выплатить долг если заемщик не может это сделать самостоятельно. Заемщиком могут выступать предприятия, коммерческие банки и само государство. Государственная гарантия получила широкое распространение поскольку государству не требуется иметь всю сумму выданных гарантий. В то же время государственные гарантии обеспечивают доступность кредитных ресурсов для приоритетных отраслей экономики и отдельных предприятий.

Управление государственным долгом – комплекс мер предпринимаемых государством по определению места, условий размещения и погашения государственных займов и обеспечению гармонизации интересов заемщика и кредитора. Цель: оптимизация затрат на обслуживание государственных займов.

Управление государственным долгом должно осуществляться в соответствии с определенными принципами:

Безусловность выполнения государством своих долговых обязательств.

Единство учета всех видов государственных обязательств вне зависимости от эмитента.

Снижение рисков связанных с колебаниями рынка капитала и спекулятивных тенденция на рынке ценных бумаг.

Оптимизация структуры долговых обязательств по срокам обращения.

Сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимального соотношения между внутренними и внешними займами.

Прозрачность при выпуске займов для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

В связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов, государственных долг большинства стран имеет тенденцию к увеличению. Для обслуживания и своевременного погашения ранее выпущенных обязательств государство применяет рефинансирование, то есть погашение ранее выпущенных займов за счет размещения новых.

Для успешного применения рефинансирования как метода управления госдолгом государство должно иметь высокий рейтинг страны-заемщика. Эти рейтинги присваиваются специальными агентствами в соответствии с международными правилами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: