Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).
Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в этом смысле выступления слушателей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.
Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.
|
|
Если есть необходимость пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста, чертежей, схем и т.д. Они должны быть четкими, разборчивыми. Если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.
В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы – это сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.
Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.
Выступление – это самопроверка и самоконтроль своих знаний. Поэтому нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления может быть следующей:
|
|
♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.
♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.
♦ Сколько говорить? Время публичной речи всегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.
♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления необходимо, оценив слушателей (узнав, какая аудитория).
♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.
В процессе подготовки к выступлению необходимо продумать следующие моменты:
♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?
♦ Будет ли изложение простым и доступным?
♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?
Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить – это значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:
♦ воздействие на разум (логический);
♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика – наука о красноречии;
♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;
♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).
Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:
♦ быть понятным для аудитории;
♦ быть лаконичным;
♦ быть законченным.
Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень основных элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция – это расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.
При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:
♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");
♦ усиления (необходимо наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);
♦ органического единства (необходимо обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);
♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).
Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, необходимо соблюдать следующее:
♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);
♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);
♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);
♦ следить за чистотой языка и жестов (слова-паразиты, нестандартные слова и жесты);
♦ контролировать громкость голоса, поддерживать "глазной" контакт с аудиторией (видеть всех и каждого);
♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;
♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;
♦ выступающий не обязан отвечать на все заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.
К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:
♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;
|
|
♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;
♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество основных вопросов, слишком короткое заключение или вообще пренебрежение им);
♦ однообразие вариантов изложения вопросов;
♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;
♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;
♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.