Исполнение федерального бюджета по доходам в течение бюджетного года до 1 января 2005 г. осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минифина от 14.12.99 г. №91н.
Оперативно-аналитический учет, распределение и отражение доходов в регистрах аналитического учета осуществляются ежедневно автоматизированно, а электронный документооборот – с использованием средств ЭЦП (электронной цифровой подписи). Формат электронных сообщений устанавливается Федеральным казначейством по согласованию с соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета – администратором поступлений в бюджет. Органы Федерального казначейства могут представлять заверенные в установленном порядке расчетные документы на бумажных носителях по запросам администраторов поступлений в бюджет в случаях возникновения судебного разбирательства.
|
|
На основании данных оперативно-аналитического учета доходов производится обмен информацией между органами Федерального казначейства, налоговыми и финансовыми органами, кредитными организациями, а также обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей.
Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах, возложенных на администраторов полномочий.
Рассмотрим этапы исполнения федерального бюджета по доходам.
1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета
Уплата налогов и прочих платежей в бюджет происходит в момент списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Нарушение налогоплательщиком установленного срока платежа влечет ответственность, определенную ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в виде пени, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки (от суммы платежа).
Учреждения ЦБ России и коммерческие банки обязаны принять платежные документы к исполнению независимо от состояния своего корреспондентского счета. В соответствии со ст. 133 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ России, но не более 0,2% за каждый день просрочки (от суммы платежа).
|
|
Ежедневно учреждения ЦБ России зачисляют доходы на лицевые счета казначейства, что должно быть подтверждено выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней.
Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней и учета доходов федерального бюджета органам Федерального казначейства в кредитных организациях открываются счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета». Основанием для их открытия служат совместные указания ЦБ Российской Федерации, Минфина и Федеральной налоговой службы. Органы Федерального казначейства доводят до налоговых органов реквизиты счетов не позднее дня, следующего за днем их открытия или днем внесения в них изменений.
До плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей реквизиты счетов, открытых органам Федерального казначейства и предназначенных для зачисления доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней, доводят налоговые органы. Сведения о реквизитах счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, сведения об их изменении с указаниями новых реквизитов направляются органам Федерального казначейства соответствующими финансовыми органами в десятидневный срок после их открытия или внесения в них изменений в соответствии с порядком обслуживания территориальными органами Федерального казначейства на договорной возмездной основе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Если органы Федерального казначейства выполняют функции по учету исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по доходам, учет и распределение доходов осуществляются на отдельных счетах органов Федерального казначейства, а доходы после их учета перечисляются на счета соответствующих бюджетов.
2. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов
Возмещение налогов, сборов и других обязательных платежей, установленное в законодательном порядке за счет средств федерального бюджета, осуществляется со счета № 40102.
При этом оформляются следующие документы:
• платежные поручения органов Федерального казначейства или мемориальные ордера кредитной организации по расчетным чекам на возврат излишне уплаченных или ошибочно зачисленных доходов, а также возмещение средств из бюджета;
• мемориальные ордера органов Федерального казначейства, оформляемые на основании письменных уведомлений (заключений) налоговых органов о зачете излишне уплаченных сумм доходов в счет уплаты по другим налогам и сборам;
• заключения налоговых органов на зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов в четырех экземплярах, подписанные руководителем (заместителем) налогового органа и заверенные оттиском печати налогового органа на первом экземпляре.
Рассмотрим порядок возврата налога из федерального бюджета на примере налога на добавленную стоимость, который определен Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 176 Налогового кодекса производится возврат налогоплательщику налога на добавленную стоимость при условии превышения уплаченной в бюджет суммы над исчисленной суммой налога. В первую очередь, сумма переплаты направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных плательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. В настоящее время 100% налога на добавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет, поэтому при расчетах учитываются исключительно федеральные налоги.
|
|
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, – по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из федерального бюджета и в тот же с рок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения решения признается восьмой день, считая со дня направления его налоговым органом. При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
|
|
3. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета
Сверка отчетных данных органов Федерального казначейства с отчетными данными администраторов поступлений в бюджет, а также с данными финансовых органов может осуществляться по мере обращения администратора поступлений в бюджет или финансового органа в органы Федерального казначейства, но не чаще, чем ежемесячно. В случае выявления расхождений отчетных данных устанавливаются причины этих расхождений и принимаются меры по их устранению.
Рассмотрим сначала порядок учета доходов бюджета, действовавший до 1 января 2005 г.
Учет поступивших доходов осуществлялся на основании следующих документов:
• выписки кредитной организации из счетов по учету доходов федерального бюджета (счет № 40102);
• платежные поручения плательщиков и органов Федерального казначейства, получаемые в качестве приложения к выписке банка как на бумажных носителях, так и в виде электронных платежных поручений;
• платежные документы предприятий связи федерального органа исполнительной власти в области связи на поступившие переводы с приложением к ним талонов почтовых переводов, а при перечислении средств органами местного самоуправления – сопроводительные ведомости с перечнем плательщиков, от которых указанными органами приняты платежи по соответствующим налогам;
• сводные платежные поручения Сбербанка России с приложением квитанций по форме ПД-4, если доходы зачисляются наличными денежными средствами через отделения Сбербанка России;
• инкассовые поручения (распоряжения), выставленные налоговыми органами и исполненные кредитными организациями;
• мемориальные ордера кредитных организаций о частичной оплате инкассовых поручений налоговых органов и судов, а также платежные документы плательщиков, предъявленные к корреспондентскому счету кредитной организации;
• мемориальные ордера органов Федерального казначейства, оформляемые на основании письменных уведомлений налоговых органов об уточнении вида дохода;
• другие документы, предусмотренные при безналичных расчетах;
• сведения о льготах, отсрочках (рассрочках) по налогам (сборам) и обязательным платежам, налоговых и инвестиционных налоговых кредитах и реструктуризации задолженности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
Для ведения аналитического учета по счету № 40102 «Доходы федерального бюджета» по видам доходов федерального бюджета предназначена Карточка учета вида доходов (по каждому виду доходов в соответствии с классификацией доходов бюджета), а для сводного учета доходов, поступивших на счет № 40102, – Карточка учета доходов федерального бюджета (приложение № 14 Инструкции № 91н), заполняемая по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.
На основании данных Сводного реестра поступивших доходов и возвратов платежей по счету № 40102 и Ведомости учета внебанковских операций по счету № 40102 формировалась Сводная ведомость учета доходов федерального бюджета (приложение № 15 к Инструкции № 91 н) в разрезе кодов бюджетной классификации (моКД).
Для регистрации сведений о суммах предоставленных плательщикам льгот, отсрочек (рассрочек) по платежам, налоговых кредитов и налоговых инвестиционных кредитов и определения сумм перерасчетов между бюджетами разных уровней предназначена Ведомость учета перерасчетов доходов между бюджетами разных уровней (приложение № 11 к Инструкции № 91н).
Для сводного учета проведенных за день внебанковских операций, в том числе и зачетов излишне уплаченных доходов в счет погашения недоимки по другим доходам, предназначена Ведомость учета внебанковских операций (приложение № 6 к Инструкции № 91н) по каждому заключению налоговых органов о зачете или возврате платежей.
Для аналитического учета предназначены следующие формы:
• список кредитных организаций, нарушивших установленные сроки зачисления платежей в федеральный бюджет;
• оперативный отчет о поступлении доходов, учет которых осуществляют органы Федерального казначейства.
До принятия Федерального закона от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации на балансовый счет № 40101 с символом отчетности банка (01) зачислялись налоги и сборы, доходы от которых подлежали распределению между бюджетами разных уровней в соответствии с документами:
• нормативами отчислений (в процентах), устанавливаемыми на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете и решением органа местного самоуправления о местном бюджете;
• Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней, утвержденной Приказом Минфина от 14.12.99 г. №91н;
• ежегодным приказом Минфина о перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на счет «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
В случае заключения соглашения о кассовом обслуживании местного бюджета органом Федерального казначейства в соответствии с Приказом Минфина от 11.05.99 г. № 35н «Об утверждении типового соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и Управлением (Отделением) Федерального казначейства Минфина о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации» на тот же балансовый счет, но только с символом отчетности банка (02) зачислялись налоги и сборы, подлежащие распределению в региональный и местный бюджеты. Основанием для отражения операций на балансовом счете № 40101 в данном случае являлись нормативы отчислений, устанавливаемые в процентах Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления ч местных бюджетах на соответствующий финансовый год, а также п. 11 Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденных Приказом Минфина от 19.04.2000 г. № 46н.
От момента уплаты налогоплательщиком налогов или сборов до момента отражения конкретных сумм в доходах соответствующего уровня бюджета через систему органов Федерального казначейства проходит 1–2 дня.
Органы Федерального казначейства обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов, в том числе отражающих исполнение федерального бюджета по доходам. Ответственность М правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителя.