Организация исполнения бюджета по доходам

С 1 января 2005 г. вступил в силу Порядок учета Федераль­ным казначейством поступлений в бюджетную систему Россий­ской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Мин­фина от 16.12.04 г. № 116н. В соответствии с ним документом с 1 января 2005 г. утрачивают силу Приказ Мин­фина от 14.12.99 г. №91н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» и Приказ Минфина и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.05.2000 г. № 52н/БГ-3-09/211 «Об утверждении порядка зачис­ления налогов и сборов в иностранной валюте на счета по учету доходов федерального бюджета и передачи органами Федерально­го казначейства Министерства финансов Российской Федерации налоговым органам информации о зачисленных суммах налогов и сборов в иностранной валюте».

Таким образом, исполнение бюджета по доходам с 1 января 2005 г. осуществляется с учетом произошедших изменений в зако­нодательстве. Это касается, в первую очередь, изменений в правилах проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распреде­ления между бюджетами бюджетной системы Российской Федера­ции.

Приложения к Порядку содержат новые формы документов, используемые при учете и распределении поступлений.

Учет и распределение поступлений между бюджетами осуще­ствляется органами Федерального казначейства на основании:

• расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к вы­писке по счету банка;

• платежных поручений налоговых органов на возврат (возме­щение) поступлений налогоплательщикам;

• заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, под­лежащих возмещению;

• распоряжений администраторов поступлений в бюджет о воз­врате поступлений (код формы 0512085) (приложение № 1 к Порядку) с приложением платежных поручений;

• уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принад­лежности платежа;

• уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточ­нении вида и принадлежности поступлений (код формы 0512086) (приложение № 2 к Порядку);

• уведомлений о поступлениях в иностранной валюте (код фор­мы 0512112) (приложение № 3 к Порядку);

• справок органа Федерального казначейства (код формы 0512090) (приложение № 4 к Порядку);

• иных документов администраторов поступлений в бюджет,
содержащих информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе о поступлениях в бюджет, минуя счета органов Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (КБК), выполняя последовательно следующие действия:

1) получают выписку из счета от ЦБ России, учреждений ЦБ России и кредитных организаций (банков) с приложением расчет­ных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;

2) группируют поступления за операционный день по КБК;

3) распределяют сгруппированные по КБК поступления между бюджетами;

4) осуществляют перерасчет поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в доку­ментах, указанных в разделе II Порядка;

5) оформляют справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090);

6) оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;

7) оформляют платежные поручения на перечисление поступ­лений в соответствующие бюджеты;

8) оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступ­лений в бюджет;

9) формируют информацию о поступлениях для администрато­ров поступлений в бюджет, а также для соответствующих финан­совых органов, организующих исполнение бюджетов.

Учет поступлений осуществляется по КБК, указанным в рас­четных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для ад­министратора законодательством Российской Федерации, законо­дательством субъекта Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления.

Поступления, администрируемые несколькими администрато­рами поступлений в бюджет, органы Федерального казначейства учитывают по коду, установленному для данного администратора законодательством Российской Федерации на соответствующий год, и в зависимости от ведомственной принадлежности органа, находящегося в ведении администратора поступлений в бюджет (территориального органа администратора поступлений в бюджет), т.е. по значению идентификационного номера налогоплательщи­ка (ИНН) получателя и по коду причины постановки на учет (КПП) получателя.

Суммы поступлений, суммы перечислений в бюджеты и суммы возвратов (возмещений) плательщикам излишне (ошибочно) уп­лаченных (взысканных) сумм регистрируются в Сводном реестре поступлений и выбытий средств бюджета (код формы 0511009) (приложение № 5 к Порядку). Затем они группируются по КБК с указанием промежуточных итогов по каждому коду («Итого») и общего итога по всем кодам («Всего»). Общая сумма поступлений за операционный день итогового показателя «Всего» отражается в показателе «Остаток на конец дня».

Реестр формируется за текущий операционный день на основа­нии данных расчетных документов, полученных из банка в элект­ронном виде, а также из платежных документов, платежных орде­ров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке банка на бумажных носителях. Показатель «Остаток на начало дня» должен соответствовать показателю «Остаток на конец дня» Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета предыдущего операционного дня.

Поступления от уплаты региональных и местных налогов, сбо­ров и иных платежей, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и не подлежащие зачислению на счета органов Феде­рального казначейства, подлежат перечислению органом Феде­рального казначейства на счета соответствующих бюджетов по принадлежности.

Поступления по расчетным документам, в которых не указан КБК или указан несуществующий КБК (неклассифицированные поступления), относятся к невыясненным поступлениям. Невы­ясненные поступления, по которым отсутствуют расчетные доку­менты (неполный объем платежных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений), учиты­ваются по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в фе­деральный бюджет». Администратором указанных поступлений является орган Федерального казначейства. Такой же порядок пре­дусмотрен для учета неклассифицированных поступлений по рас­четным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципаль­ного образования или указан несуществующий код ОКАТО муни­ципального образования, не указано значение ИНН и КПП получателя или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя – территориального органа администратора поступле­ний в бюджет.

Указанные поступления могут быть возвращены органом Фе­дерального казначейства плательщику по его заявлению не позднее 3 рабочих дней со дня его обращения в орган Федерального казна­чейства, если по текстовому значению поля «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим пере­числению в бюджетную систему Российской Федерации. Возврат осуществляется на основании Справки органа Федерального каз­начейства (код формы 0512090). В платежном поручении на воз­врат в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибоч­но перечисленных поступлений в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов».

Суммы неклассифицированных поступлений учитываются:

1) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в феде­ральный бюджет»:

‒ если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного доку­мента указано значение ИНН и КПП администратора поступлений I федеральный бюджет;

‒ если в полях «ИНН» и «КПП» получателя платежного доку­мента указано значение ИНН и КПП администратора поступлений и местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при наличии несуществующего кода ОКАТО му­ниципального образования администратором данных поступлений является орган Федерального казначейства);

2) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюд­жеты субъектов Российской Федерации», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН И КПП администратора поступлений в бюджет субъекта Россий­ской Федерации;

3) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в мест­ные бюджеты», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчет­ного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при наличии кода ОКАТО муни­ципального образования).

Суммы поступлений, отнесенные в текущем операционном дне к разряду невыясненных, а также результаты выяснения (уточне­ния) их принадлежности отражаются в Ведомости учета невыяс­ненных поступлений (код формы 0511015) (приложение № 6 к 11орядку) на основании расчетных документов, прилагаемых (при их наличии) к выписке из счета, а также сведений администраторов поступлений в бюджет.

Операции по уточнению принадлежности к виду дохода сумм невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета невы-испенных поступлений со знаком «минус» по данному КБК с од­новременным отражением со знаком «плюс» по соответствующему уточненному КБК.

Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по КБК, подлежат распределению между бюджетами в соответствии с законодательно установленными нормативами отчисле­ний. Распределение поступлений между бюджетами осуществля­ется по общей сумме поступлений по соответствующему КБК и коду ОКАТО.

Учет сумм поступлений за операционный день, распределенных по нормативам отчислений и подлежащих перечислению в бюджеты, а также фактически перечисленных в бюджеты сумм поступлений с учетом осуществленных в предыдущий операционный день возвра­тов, осуществляется в Ведомости распределения поступлений (код формы 0512101) (приложение № 7 к Порядку), которая формируется на основании данных раздела I Сводного реестра поступлений и вы­бытий средств бюджета. В Ведомости распределения поступлений в разрезе КБК в графе «Наименование показателя» построчно отража­ются следующие показатели: «Остаток на начало дня», «Поступило», «Перечислено» и «Остаток на конец дня». По строке «Поступило» отражаются суммы поступлений, зачисленные за текущий операци­онный день по соответствующему КБК. Промежуточные итоги по КБК должны равняться итоговым суммам по соответствующим КБК, отраженным по графе «Сумма по кредиту» раздела I Сводного реест­ра поступлений и выбытий средств бюджета.

Показатель «Перечислено» отражает распределенные суммы поступлений, перечисленные в бюджеты, суммы возвратов (воз­мещений) излишне уплаченных или взысканных поступлений, а также суммы возвратов поступлений по расчетным документам, по которым невозможно идентифицировать принадлежность по­ступлений к соответствующему бюджету, согласно данным выпис­ки банка. Промежуточные итоги по КБК должны равняться ито­говым суммам по соответствующим КБК, отраженным по графе «Сумма по дебету» раздела I Сводного реестра поступлений и вы­бытий средств бюджета.

При наличии в документах операционного дня сведений нало­говых органов о поступлениях на счета финансовых органов феде­ральных налогов и сборов, а также о других поступлениях, подле­жащих распределению органами Федерального казначейства меж­ду бюджетами, уведомлений о поступлениях в иностранной валюте на счета Федерального казначейства, заключений налого­вых органов о зачетах, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений орга­ны Федерального казначейства регистрируют их в Журнале регист­рации внебанковских операций (код формы 0512103) (приложение № 8 к Порядку).

Суммы перерасчета поступлений между бюджетами подлежат отражению в Ведомости учета перерасчета поступлений между бюджетами (код формы 0512102) (приложение № 9 к Порядку).

Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, испол­ненные за текущий операционный день, зачетов излишне уплачен­ных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей, зачетов под­лежащих возмещению налогов, сборов и иных платежей, а также результаты выяснения администраторами поступлений в бюджет Вида и принадлежности невыясненных поступлений отражаются к Ведомости учета внебанковских операций (код формы 0512104) (приложение № 10 к Порядку). Операции по перерасчету поступ­лений между бюджетами осуществляются в пределах поступлений М текущий операционный день и подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты. Недостаточность поступлений в ка­кой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для частичного исполнения перерасчетов поступлений между бюджетами. Сумма не произведенных в текущем операци­онном дне перерасчетов между бюджетами (их остаток) учитыва­ется при распределении поступлений между бюджетами в следу­ющий операционный день.

Ведомость учета внебанковских операций формируется по КБК с учетом сумм исполненных перерасчетов поступлений между бюд­жетами, сумм по операциям зачетов, уточнения вида и принадлеж­ности невыясненных поступлений в пределах сумм по каждому бюджету по данным Ведомости распределения поступлений. По каждому КБК подводятся предварительные итоги распределения поступлений в бюджеты.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (тисканных) сумм осуществляется органами Федерального каз­начейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Возможность осуществления возврата поступлений из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, перечисленных выше, исходя in сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты.

Принятые к исполнению органом Федерального казначейства от администратора поступлений в бюджет документы на возврат поступлений, а также справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090), оформленные на возврат поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена, регист­рируются в Журнале регистрации возвратов (возмещений) (код формы 0512105) (приложение № 11 к Порядку). Операции по воз­врату сумм поступлений из бюджетов отражаются в Ведомости учета возвратов (возмещений) (код формы 0512106) (приложение № 12 к Порядку) с подведением итогов по каждому коду бюджет­ной классификации исходя из объемов поступлений в бюджеты за текущий операционный день.

Для определения сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, формируется Сводная ведомость поступлений, подле­жащих перечислению в бюджеты (код формы 0512107) (приложение № 13 к Порядку); на основании данных Ведомости распределения поступлений, Ведомости учета возвратов (возмещений) и Ведомос­ти учета внебанковских операций по каждому КБ К подводится итог. По итоговым данным Сводной ведомости поступлений, подлежа­щих перечислению в бюджеты, органом Федерального казначейства формируются платежные поручения на перечисление сумм поступ­лений в соответствующие бюджеты с указанием в поле «Назначение платежа» платежного поручения КБК и сумм поступлений по видам доходов. Если текстовая часть поля «Назначение платежа» платеж­ного поручения не вмещает все виды перечисляемых поступлений, то к такому платежному поручению дополнительно формируется Реестр перечисленных поступлений (код формы 0512089) (прило­жение № 14 к Порядку), который затем регистрируется в Журнале регистрации реестров перечисленных поступлений (код формы 0512110) (приложением 15 к Порядку).

Способ передачи финансовому органу Реестра перечисленных поступлений устанавливается органом Федерального казначей­ства.

Формирование платежных поручений при перечислении по­ступлений со счетов органов Федерального казначейства, откры­тых для учета поступлений и их распределения между бюджетами, на иные счета Федерального казначейства осуществляется в соот­ветствии с указаниями Федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление поступлений в бюджеты представля­ются в банк не позднее следующего рабочего дня после получения из банка выписки из счета.

Суммы поступлений, перечисленных органами Федерального казначейства в бюджеты, отражаются в Справке о перечислении поступлений в бюджеты (код формы 0512108) (приложение № 16 к Порядку).

По итоговым данным всех проведенных за текущий операци­онный день операций формируется Сводная ведомость учета по­ступлений (код формы 0512109) (приложение № 17 к Порядку), которая составляется по КБК. Данные графы «Остаток на начало дня» должны соответствовать данным графы «Остаток на конец дня» этой ведомости за предыдущий операционный день. Данные граф «Поступило», «Перечислено в бюджеты и иным получате­лям», «Возвращено платежей из бюджетов со счета» формируются на основании данных Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета. Данные графы «Внебанковские операции между видами поступлений» формируются на основании данных Ведо­мости учета внебанковских операций.

Данные учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, сформирован­ные по формам согласно приложениям к Порядку, хранятся в электронных базах данных информационной системы органов Фе­дерального казначейства. Формирование данных на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости. Внесение из­менений в электронную базу данных без оформления документаль­ного подтверждения операции не допускается.

При кассовом обслуживании органом Федерального казна­чейства исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов учет поступлений и их распределение меж­ду бюджетами осуществляются также в соответствии с Поряд­ком.

Ошибка, допущенная сотрудником Федерального казначейства мри учете поступлений и обнаруженная им самостоятельно, ис­правляется сотрудником датой обнаружения ошибки на основании Справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090).

Федеральное казначейство осуществляет аналитический учет поступлений в иностранной валюте в соответствии с Инструкцией но бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина от 26.08.04 г. № 70н. Учет суммы поступления в иностранной валюте осуществляется в валюте Российской Федерации, эквивалентной сумме в иностранной валюте, определяемой по курсу ЦБ РФ, дейс­твовавшему на дату зачисления поступлений в иностранной валю­те на счета Федерального казначейства.

Федеральное казначейство при зачислении на его счета поступ­лений в иностранной валюте не позднее трех рабочих дней со дня получения из банка выписки из счета направляет:

органам Федерального казначейства – уведомления о поступ­лениях в иностранной валюте и копии платежных докумен­тов;

• Федеральной налоговой службе – копии направленных орга­нам Федерального казначейства уведомлений о поступлениях в иностранной валюте с приложением копий платежных доку­ментов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные этапы формирования казначейской системы испол­нения бюджета.

2. Какие задачи выполняют органы Федерального казначейства в бюджет­ном процессе?

3. Как изменились полномочия Федерального казначейства с 2005 г.?

4. Какими правами обладает руководитель Федерального казначейства?

5. В чем суть Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства?

6. Выделите проблемы во взаимодействии органов Федерального казначей­ства с другими органами исполнительной власти.

7. За какие действия несут ответственность по бюджетному законодатель­ству органы Федерального казначейства в процессе исполнения бюдже­та?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: