С 1 января 2005 г. вступил в силу Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина от 16.12.04 г. № 116н. В соответствии с ним документом с 1 января 2005 г. утрачивают силу Приказ Минфина от 14.12.99 г. №91н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» и Приказ Минфина и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.05.2000 г. № 52н/БГ-3-09/211 «Об утверждении порядка зачисления налогов и сборов в иностранной валюте на счета по учету доходов федерального бюджета и передачи органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации налоговым органам информации о зачисленных суммах налогов и сборов в иностранной валюте».
Таким образом, исполнение бюджета по доходам с 1 января 2005 г. осуществляется с учетом произошедших изменений в законодательстве. Это касается, в первую очередь, изменений в правилах проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
|
|
Приложения к Порядку содержат новые формы документов, используемые при учете и распределении поступлений.
Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании:
• расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету банка;
• платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) поступлений налогоплательщикам;
• заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, подлежащих возмещению;
• распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений (код формы 0512085) (приложение № 1 к Порядку) с приложением платежных поручений;
• уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа;
• уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений (код формы 0512086) (приложение № 2 к Порядку);
• уведомлений о поступлениях в иностранной валюте (код формы 0512112) (приложение № 3 к Порядку);
• справок органа Федерального казначейства (код формы 0512090) (приложение № 4 к Порядку);
• иных документов администраторов поступлений в бюджет,
содержащих информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе о поступлениях в бюджет, минуя счета органов Федерального казначейства.
|
|
Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (КБК), выполняя последовательно следующие действия:
1) получают выписку из счета от ЦБ России, учреждений ЦБ России и кредитных организаций (банков) с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
2) группируют поступления за операционный день по КБК;
3) распределяют сгруппированные по КБК поступления между бюджетами;
4) осуществляют перерасчет поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в разделе II Порядка;
5) оформляют справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090);
6) оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;
7) оформляют платежные поручения на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
8) оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет;
9) формируют информацию о поступлениях для администраторов поступлений в бюджет, а также для соответствующих финансовых органов, организующих исполнение бюджетов.
Учет поступлений осуществляется по КБК, указанным в расчетных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для администратора законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления.
Поступления, администрируемые несколькими администраторами поступлений в бюджет, органы Федерального казначейства учитывают по коду, установленному для данного администратора законодательством Российской Федерации на соответствующий год, и в зависимости от ведомственной принадлежности органа, находящегося в ведении администратора поступлений в бюджет (территориального органа администратора поступлений в бюджет), т.е. по значению идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) получателя и по коду причины постановки на учет (КПП) получателя.
Суммы поступлений, суммы перечислений в бюджеты и суммы возвратов (возмещений) плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм регистрируются в Сводном реестре поступлений и выбытий средств бюджета (код формы 0511009) (приложение № 5 к Порядку). Затем они группируются по КБК с указанием промежуточных итогов по каждому коду («Итого») и общего итога по всем кодам («Всего»). Общая сумма поступлений за операционный день итогового показателя «Всего» отражается в показателе «Остаток на конец дня».
Реестр формируется за текущий операционный день на основании данных расчетных документов, полученных из банка в электронном виде, а также из платежных документов, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке банка на бумажных носителях. Показатель «Остаток на начало дня» должен соответствовать показателю «Остаток на конец дня» Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета предыдущего операционного дня.
Поступления от уплаты региональных и местных налогов, сборов и иных платежей, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и не подлежащие зачислению на счета органов Федерального казначейства, подлежат перечислению органом Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов по принадлежности.
|
|
Поступления по расчетным документам, в которых не указан КБК или указан несуществующий КБК (неклассифицированные поступления), относятся к невыясненным поступлениям. Невыясненные поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем платежных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений), учитываются по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет». Администратором указанных поступлений является орган Федерального казначейства. Такой же порядок предусмотрен для учета неклассифицированных поступлений по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, не указано значение ИНН и КПП получателя или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя – территориального органа администратора поступлений в бюджет.
Указанные поступления могут быть возвращены органом Федерального казначейства плательщику по его заявлению не позднее 3 рабочих дней со дня его обращения в орган Федерального казначейства, если по текстовому значению поля «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Возврат осуществляется на основании Справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090). В платежном поручении на возврат в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов».
Суммы неклассифицированных поступлений учитываются:
1) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет»:
‒ если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений I федеральный бюджет;
|
|
‒ если в полях «ИНН» и «КПП» получателя платежного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений и местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при наличии несуществующего кода ОКАТО муниципального образования администратором данных поступлений является орган Федерального казначейства);
2) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН И КПП администратора поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации;
3) по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при наличии кода ОКАТО муниципального образования).
Суммы поступлений, отнесенные в текущем операционном дне к разряду невыясненных, а также результаты выяснения (уточнения) их принадлежности отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений (код формы 0511015) (приложение № 6 к 11орядку) на основании расчетных документов, прилагаемых (при их наличии) к выписке из счета, а также сведений администраторов поступлений в бюджет.
Операции по уточнению принадлежности к виду дохода сумм невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета невы-испенных поступлений со знаком «минус» по данному КБК с одновременным отражением со знаком «плюс» по соответствующему уточненному КБК.
Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по КБК, подлежат распределению между бюджетами в соответствии с законодательно установленными нормативами отчислений. Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему КБК и коду ОКАТО.
Учет сумм поступлений за операционный день, распределенных по нормативам отчислений и подлежащих перечислению в бюджеты, а также фактически перечисленных в бюджеты сумм поступлений с учетом осуществленных в предыдущий операционный день возвратов, осуществляется в Ведомости распределения поступлений (код формы 0512101) (приложение № 7 к Порядку), которая формируется на основании данных раздела I Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета. В Ведомости распределения поступлений в разрезе КБК в графе «Наименование показателя» построчно отражаются следующие показатели: «Остаток на начало дня», «Поступило», «Перечислено» и «Остаток на конец дня». По строке «Поступило» отражаются суммы поступлений, зачисленные за текущий операционный день по соответствующему КБК. Промежуточные итоги по КБК должны равняться итоговым суммам по соответствующим КБК, отраженным по графе «Сумма по кредиту» раздела I Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета.
Показатель «Перечислено» отражает распределенные суммы поступлений, перечисленные в бюджеты, суммы возвратов (возмещений) излишне уплаченных или взысканных поступлений, а также суммы возвратов поступлений по расчетным документам, по которым невозможно идентифицировать принадлежность поступлений к соответствующему бюджету, согласно данным выписки банка. Промежуточные итоги по КБК должны равняться итоговым суммам по соответствующим КБК, отраженным по графе «Сумма по дебету» раздела I Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета.
При наличии в документах операционного дня сведений налоговых органов о поступлениях на счета финансовых органов федеральных налогов и сборов, а также о других поступлениях, подлежащих распределению органами Федерального казначейства между бюджетами, уведомлений о поступлениях в иностранной валюте на счета Федерального казначейства, заключений налоговых органов о зачетах, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений органы Федерального казначейства регистрируют их в Журнале регистрации внебанковских операций (код формы 0512103) (приложение № 8 к Порядку).
Суммы перерасчета поступлений между бюджетами подлежат отражению в Ведомости учета перерасчета поступлений между бюджетами (код формы 0512102) (приложение № 9 к Порядку).
Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, исполненные за текущий операционный день, зачетов излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей, зачетов подлежащих возмещению налогов, сборов и иных платежей, а также результаты выяснения администраторами поступлений в бюджет Вида и принадлежности невыясненных поступлений отражаются к Ведомости учета внебанковских операций (код формы 0512104) (приложение № 10 к Порядку). Операции по перерасчету поступлений между бюджетами осуществляются в пределах поступлений М текущий операционный день и подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты. Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для частичного исполнения перерасчетов поступлений между бюджетами. Сумма не произведенных в текущем операционном дне перерасчетов между бюджетами (их остаток) учитывается при распределении поступлений между бюджетами в следующий операционный день.
Ведомость учета внебанковских операций формируется по КБК с учетом сумм исполненных перерасчетов поступлений между бюджетами, сумм по операциям зачетов, уточнения вида и принадлежности невыясненных поступлений в пределах сумм по каждому бюджету по данным Ведомости распределения поступлений. По каждому КБК подводятся предварительные итоги распределения поступлений в бюджеты.
Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (тисканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Возможность осуществления возврата поступлений из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, перечисленных выше, исходя in сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты.
Принятые к исполнению органом Федерального казначейства от администратора поступлений в бюджет документы на возврат поступлений, а также справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090), оформленные на возврат поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена, регистрируются в Журнале регистрации возвратов (возмещений) (код формы 0512105) (приложение № 11 к Порядку). Операции по возврату сумм поступлений из бюджетов отражаются в Ведомости учета возвратов (возмещений) (код формы 0512106) (приложение № 12 к Порядку) с подведением итогов по каждому коду бюджетной классификации исходя из объемов поступлений в бюджеты за текущий операционный день.
Для определения сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, формируется Сводная ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (код формы 0512107) (приложение № 13 к Порядку); на основании данных Ведомости распределения поступлений, Ведомости учета возвратов (возмещений) и Ведомости учета внебанковских операций по каждому КБ К подводится итог. По итоговым данным Сводной ведомости поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, органом Федерального казначейства формируются платежные поручения на перечисление сумм поступлений в соответствующие бюджеты с указанием в поле «Назначение платежа» платежного поручения КБК и сумм поступлений по видам доходов. Если текстовая часть поля «Назначение платежа» платежного поручения не вмещает все виды перечисляемых поступлений, то к такому платежному поручению дополнительно формируется Реестр перечисленных поступлений (код формы 0512089) (приложение № 14 к Порядку), который затем регистрируется в Журнале регистрации реестров перечисленных поступлений (код формы 0512110) (приложением 15 к Порядку).
Способ передачи финансовому органу Реестра перечисленных поступлений устанавливается органом Федерального казначейства.
Формирование платежных поручений при перечислении поступлений со счетов органов Федерального казначейства, открытых для учета поступлений и их распределения между бюджетами, на иные счета Федерального казначейства осуществляется в соответствии с указаниями Федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление поступлений в бюджеты представляются в банк не позднее следующего рабочего дня после получения из банка выписки из счета.
Суммы поступлений, перечисленных органами Федерального казначейства в бюджеты, отражаются в Справке о перечислении поступлений в бюджеты (код формы 0512108) (приложение № 16 к Порядку).
По итоговым данным всех проведенных за текущий операционный день операций формируется Сводная ведомость учета поступлений (код формы 0512109) (приложение № 17 к Порядку), которая составляется по КБК. Данные графы «Остаток на начало дня» должны соответствовать данным графы «Остаток на конец дня» этой ведомости за предыдущий операционный день. Данные граф «Поступило», «Перечислено в бюджеты и иным получателям», «Возвращено платежей из бюджетов со счета» формируются на основании данных Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета. Данные графы «Внебанковские операции между видами поступлений» формируются на основании данных Ведомости учета внебанковских операций.
Данные учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, сформированные по формам согласно приложениям к Порядку, хранятся в электронных базах данных информационной системы органов Федерального казначейства. Формирование данных на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости. Внесение изменений в электронную базу данных без оформления документального подтверждения операции не допускается.
При кассовом обслуживании органом Федерального казначейства исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов учет поступлений и их распределение между бюджетами осуществляются также в соответствии с Порядком.
Ошибка, допущенная сотрудником Федерального казначейства мри учете поступлений и обнаруженная им самостоятельно, исправляется сотрудником датой обнаружения ошибки на основании Справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090).
Федеральное казначейство осуществляет аналитический учет поступлений в иностранной валюте в соответствии с Инструкцией но бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина от 26.08.04 г. № 70н. Учет суммы поступления в иностранной валюте осуществляется в валюте Российской Федерации, эквивалентной сумме в иностранной валюте, определяемой по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату зачисления поступлений в иностранной валюте на счета Федерального казначейства.
Федеральное казначейство при зачислении на его счета поступлений в иностранной валюте не позднее трех рабочих дней со дня получения из банка выписки из счета направляет:
• органам Федерального казначейства – уведомления о поступлениях в иностранной валюте и копии платежных документов;
• Федеральной налоговой службе – копии направленных органам Федерального казначейства уведомлений о поступлениях в иностранной валюте с приложением копий платежных документов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы формирования казначейской системы исполнения бюджета.
2. Какие задачи выполняют органы Федерального казначейства в бюджетном процессе?
3. Как изменились полномочия Федерального казначейства с 2005 г.?
4. Какими правами обладает руководитель Федерального казначейства?
5. В чем суть Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства?
6. Выделите проблемы во взаимодействии органов Федерального казначейства с другими органами исполнительной власти.
7. За какие действия несут ответственность по бюджетному законодательству органы Федерального казначейства в процессе исполнения бюджета?