СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Финансовый контроль за исполнением федерального бюджета включает в себя текущий и последующий контроль.
Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения федерального бюджета текущего года или какой-либо финансовой операции. Текущий контроль за ходом исполнения федерального бюджета – это система контрольных, экспертно-аналитических, организационных и иных мероприятий, проводимых органом финансового контроля, позволяющая установить уровень исполнения федерального закона о федеральном бюджете за соответствующий период.
Цель такого контроля – определение полноты и своевременности денежных поступлений доходов в федеральный бюджет, определение фактического расходования бюджетных ассигнований, структуры и объема государственного долга, источников финансирования дефицита федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального бюджета и сводной бюджетной росписи, выявление отклонений и нарушений, их анализ и внесение предложений по их устранению.
Объектами текущего контроля на федеральном уровне являются:
• Министерство финансов РФ и его подразделения;
• федеральные министерства и ведомства – главные распорядители бюджетных средств, осуществляющие операции со средствами федерального бюджета в российской и иностранной валютах и иными государственными средствами;
• ЦБ РФ, Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Банк внешней торговли (Внешторгбанк) и другие кредитные организации, уполномоченные осуществлять операции со средствами федерального бюджета;
• государственные внебюджетные фонды;
• иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства из федерального бюджета, или использующие федеральную собственность, либо управляющие ею, а также имеющие предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Основной формой государственного финансового контроля исполнения федерального бюджета выступает последующий контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ.
Последующий контроль осуществляется в Российской Федерации в двух формах:
• последующий контроль исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный период;
• последующий контроль в форме комплексной ревизии, тематической проверки по использованию средств федерального бюджета, государственной собственности и иных государственных ресурсов отдельными объектами (министерство, ведомство, организация).
Первая форма последующего контроля наиболее разработана в методическом плане на уровне органа государственного финансового контроля – Счетной палаты Российской Федерации. В этой связи необходимо рассмотреть методику проведения этого контроля. Последующий контроль исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный период готовится в форме заключения.
Заключение Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год подготавливается на основе:
• результатов комплекса проверок исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный год, осуществленных в соответствии с планом работы Счетной палаты на основании представленных копий платежных поручений и иных первичных документов, подтверждающих данные об исполнении доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на проверяемых объектах, а также отчетности в министерствах, ведомствах и организациях – главных распорядителях средств федерального бюджета, Центральном банке РФ и иных органах, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия;
• итогов проверки отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год, а также документов и материалов, представляемых Правительством РФ Государственной Думе одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета;
• данных тематических проверок исполнения федерального бюджета за отчетный год, осуществленных Счетной палатой;
• результатов предварительного и текущего контроля исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год;
• результатов финансового контроля, осуществляемого органа
ми исполнительной власти, – Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
При подготовке заключения Счетной палаты особое внимание уделяется:
• анализу исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год в разрезе групп и подгрупп классификации доходов, разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, установленных ведомственной структурой федерального закона о федеральном бюджете на отчетный
год с учетом изменений и дополнений;
• реализации текстовых статей, содержащихся в федеральном законе о федеральном бюджете на отчетный год;
• анализу соответствия исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год нормам и положениям Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов;
• реализации положений Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на отчетный год и на среднесрочную перспективу;
• достижению параметров и обеспечению соответствия критериям Концепции национальной безопасности РФ, Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Основными этапами подготовки и проведения комплекса проверок, позволяющих подготовить заключение Счетной палаты, и непосредственной подготовки заключения Счетной палаты являются:
• подготовка программ и иных распорядительных документов,
необходимых для проведения комплекса проверок, позволяющих подготовить заключение Счетной палаты;
• подготовка информации Счетной палаты к отчету Минфина
России об исполнении федерального бюджета за январь - декабрь отчетного года;
• проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год Минфином России, министерствами, ведомствами и организациями — главными распорядителями средств федерального бюджета и иными участниками бюджетного процесса, а также тематические проверки исполнения указанного федерального закона;
• проверка отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год, а также документов и материалов, представленных одновременно с отчетом;
• подготовка и рассмотрение заключений Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, а также предложений аудиторов к сводной части заключения Счетной палаты;
• подготовка и рассмотрение сводной части заключения Счетной палаты и заключения Счетной палаты к отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год в целом.
Проверка исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный год Минфином России и другими министерствам, ведомствами и организациями – главными распорядителями средств федерального бюджета и иными участниками бюджетного процесса, а также тематические проверки осуществляются в два этапа.
На первом этапе (до выхода на проверяемый объект) необходимо ознакомиться со всей имеющейся нормативной правовой базой, в соответствии с которой должен был исполняться федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный год. Важнейшими документами, требующими изучения до выхода на проверяемые объекты, являются Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на отчетный год и на среднесрочную перспективу, Концепция национальной безопасности РФ и Государственная стратегия экономической безопасности РФ.
На втором этапе (в Минфине России, министерствах, ведомствах и организациях – главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса) осуществляются контрольные мероприятия в соответствии с программой проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год Минфином России и адаптированной примерной программой проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год министерством, ведомством, организацией.
При проверке главных распорядителей (министерства, ведомства, организации) рассматриваются следующие основные вопросы:
• правильность и своевременность выполнения министерством, ведомством, организацией полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета в части соблюдения сроков доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;
• правильность и своевременность утверждения и доведения уведомлений о выделенных бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств до всех распорядителей и получателей бюджетных средств, факты перераспределения средств федерального бюджета между различными статьями расходов без необходимых на то обоснований и согласований; документы, свидетельствующие о несвоевременном зачислении бюджетных средств на счета их получателей и осуществлении прямого финансирования учреждений и организаций, не входящих в число получателей средств федерального бюджета, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год или приложениями к нему;
• порядок финансирования бюджетополучателей в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год и иными нормативными правовыми актами, документы в части применения незаконных форм финансирования;
• полнота и своевременность финансирования, в том числе за счет дополнительных доходов, а также суммы остатков средств федерального бюджета на 1 января отчетного года, направленных в качестве дополнительного финансирования расходов, факты недофинансирования (отсутствия финансирования) из федерального бюджета в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• документы, свидетельствующие о финансировании расходов, не утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год или не включенных в сводную бюджетную роспись;
• использование для целей финансирования расходов механизмов вексельных и иных форм заимствования с использованием ценных бумаг у коммерческих структур, приводящих к прямым потерям федерального бюджета, с указанием сумм таких потерь;
• фактическое исполнение федерального бюджета за отчетный год по доходам и расходам зачетными формами финансирования, порядок проведения зачета денежных средств, наличие задолженности при проведении зачета у получателя бюджетных средств по платежам в бюджет, зачеты встречных требований между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; соответствие объема и структуры кассовых и фактических расходов министерства, ведомства, организации как главного распорядителя бюджетных средств утвержденной смете расходов;
• документы о незаконном использовании бюджетных средств для формирования уставного капитала коммерческих организаций, факты выдачи ссуд за счет полученного инвестиционного или конверсионного кредита; случаи приобретения товаров (продовольствие и другие материальные ценности, работы и услуги) для государственных нужд на внеконкурсной основе и по завышенным ценам;
• осуществление надлежащего учета и контроля возврата в бюджет кредитных ресурсов, полученных под гарантии Правительства РФ, законность и целесообразность предоставления из федерального бюджета в отчетном году средств на возвратной основе в качестве кредитов и бюджетных ссуд;
• своевременность и полнота возврата заемных средств, срок погашения которых согласно заключенным кредитным договорам истек в отчетном году, правильность начисления и полнота уплаты процентов за пользование заемными средствами, соответствие сроков и реквизитов для их перечисления оговоренным в кредитном соглашении условиям;
• обоснованность предоставления предприятиям и организациям дополнительных средств из федерального бюджета на возвратной основе при наличии непогашенной задолженности по ранее полученным на возвратной основе кредитам и ссудам;
• предоставление из федерального бюджета беспроцентных бюджетных ссуд бюджетам субъектов РФ и оформление договоров пролонгации бюджетных ссуд;
• предоставление бюджетных кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной промышленности, выполнение высокоэффективных научно-технических разработок, приобретение дорожной техники и другого имущества, необходимого для функционирования федеральных дорог;
• соблюдение условий предоставления бюджетных ссуд и кредитов российским юридическим лицам, а также соблюдение условий целевого и эффективного использования бюджетных ссуд и кредитов;
• достоверность отчетных данных министерства, ведомства, организации и подведомственных им организаций об объемах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на начало и конец отчетного года, анализ состояния и динамики кредиторской задолженности бюджетных средств и дебиторской задолженности с указанием причин ее образования и принимаемых мер по ее взысканию;
• случаи оплаты коммерческим организациям невыполненных объемов работ и услуг (строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ), в результате которых произошло отвлечение бюджетных средств и образование дебиторской задолженности;
• факты неудовлетворительной постановки учета и отчетности по полученным финансовым и связанным (лизинговым) кредитам от иностранных государств, банков и фирм, а также погашение указанных заимствований и начисленных процентов по ним;
• полнота выполнения доходов и расходов бюджета, а также иных операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета и подлежащих бюджетному учету на основе единого плана счетов, наличие неоговоренных исправлений в отчетах, бухгалтерских регистрах и первичных документах, арифметических ошибок в расчете показателей отчетности и сопоставление их с данными бухгалтерской отчетности, выписками из банковских счетов и прилагаемых к ним первичных документов;
• достоверность сводной финансовой отчетности, представленной министерством, ведомством, организацией, а также отчетов по центральному аппарату министерства, ведомства, организации и подведомственным им организациям, подтверждающих обоснованность, целесообразность и эффективность операций, осуществленных со средствами федерального бюджета; факты несвоевременного представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением федерального бюджета;
• соответствие государственных капитальных вложений, выделенных на Федеральную адресную инвестиционную программу, по объему и структуре годовым бюджетным назначениям, а также финансирование в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы по объектам (выборочно), из них вводимых в эксплуатацию в отчетном году, наличие объемов незавершенного строительства, дебиторской и кредиторской задолженности;
• первичные платежные документы и отчеты в части финансирования, целевого и эффективного использования федеральных целевых программ в целом, в том числе по кварталам с выделением декабря и отражением остатков средств на начало и конец отчетного периода, а также указанием объемов возврата средств в федеральный бюджет;
• подтверждение размеров, анализ причин возникновения, порядок и объемы погашения кредиторской и дебиторской задолженности по федеральным целевым программам в отчетном году, определение объемов и анализ фактов предоставления бюджетных инвестиций с нарушениями требований бюджетного законодательства;
• фактическое финансирование федеральных целевых программ и кассовое исполнение расходов и сопоставление показателей с аналогичными отчетными данными об исполнении федеральных целевых программ в разрезе программ и государственных заказчиков за отчетный год, представленными в отчете Правительства РФ об исполнении федерального бюджета; объемы финансовых средств и случаи расходования средств федерального бюджета на программы сверх утвержденных бюджетных ассигнований;
• законность и обоснованность финансирования программ «зачетами встречных требований», в том числе в части погашения кредиторской задолженности;
• выполнение (невыполнение) мероприятий, предусмотренных программами к реализации в отчетном году; постановка работы с первичными платежными документами, явившимися основанием для операций со средствами федерального бюджета на предмет соответствия кодов бюджетной классификации по федеральным целевым программам; порядок учета и использования средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход; документы неправомерного использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, минуя лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для учета вышеназванных средств;
• достоверность отражения доходов, полученных в результате осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе доходов от оказания платных услуг и других доходов, получаемых от использования государственной собственности, закрепленной за министерством, ведомством, организацией на праве оперативного управления; соответствие произведенных министерством, ведомством, организацией расходов показателям утвержденной сметы доходов и расходов, правильность отражения в отчетности остатков средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на начало и конец отчетного года, достоверность отчетных данных о предпринимательской деятельности, факты отсутствия или ненадлежащего ведения раздельного учета бюджетных и собственных внебюджетных средств, случаи осуществления необоснованной трансформации (перевода) бюджетных средств во внебюджетные. При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства указывается размер нанесенного материального ущерба или потерь с обязательной увязкой со структурой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и конкретным указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов классификации бюджетов Российской Федерации, на которые следует отнести данные расходы.
Одновременно проводится проверка министерства, ведомства, организации как бюджетного учреждения и получателя бюджетных средств, а также как субъекта ведомственной структуры расходов федерального бюджета. В данном случае необходимо проверить:
• показатели, характеризующие исполнение федерального бюджета отчетного года по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также финансирование и кассовые расходы федерального бюджета с учетом остатков бюджетных средств по состоянию на начало и конец отчетного года;
• соответствие объема финансирования министерства, ведомства, организации структуре функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации отчетного года;
• бюджетную заявку на финансирование, утвержденное федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный год, на предмет ее завышения в части правомерности использования образовавшейся экономии средств федерального бюджета;
• случаи необоснованного завышения заработной платы руководящего состава, соответствие штатной численности и ставок оплаты труда персонала, приведших к перерасходу средств федерального бюджета, наличие фактов перерасхода бюджетных средств на командировки, включая заграничные;
• осуществление нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта без необходимой документации (титульных списков вновь начинаемых строек, сметно-финансовых расчетов, проектно-сметной документации, договоров и т.п.);
• случаи использования средств федерального бюджета для осуществления краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, факты значительных затрат на штрафы и пени за просроченную оплату энергоресурсов, средств связи, коммунальных услуг;
• правильность отражения фактического поступления средств из внебюджетных источников, наличие утвержденной соответствующим органом сметы доходов и расходов бюджетного учреждения по средствам, полученным из внебюджетных источников.
В процессе проведения последующего контроля и подготовки заключения используются большая информационная база, объемный цифровой материал, который систематизируется в виде таблиц-приложений.
Результатами последующего контроля являются:
• заключение на отчет Правительства РФ об исполнении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год;
• представления, подписания, информационные письма. Заключение представляется на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации, где на его основе дается оценка деятельности Правительства за отчетный период. Структура заключения Счетной палаты по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за отчетный год состоит из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в отчетном году.
3. Общая характеристика исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
4. Доходы федерального бюджета.
5. Сбалансированность федерального бюджета.
6. Расходы федерального бюджета.
7. Анализ исполнения и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов из средств федерального бюджета, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета в отчетном году.
8. Межбюджетные отношения.
9. Анализ отчета о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ.
10. Анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса.
11. Анализ отчета Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях.
12. Анализ отчета о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.
13. Анализ отчета о доходах федерального бюджета, полученных от использования государственного имущества.
14. Анализ сводных отчетов о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
15. Анализ сводных отчетов об исполнении смет доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств.
16. Анализ реестра федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного года.
17.Анализ отчета о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного года.
18. Анализ отчета Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.
19. Выводы и предложения.
Представления и предписания передаются министерствам, ведомствам, организациям, а также Правительству РФ (по наиболее крупным проблемам). Информационное письмо может быть направлено Президенту РФ.
Важнейший элемент исполнения федерального бюджета – экономический анализ бюджетных показателей, их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Экономический анализ представляет собой систему приемов, используемых в финансовом контроле для раскрытия причинных связей, обусловливающих результаты явлений и процессов. Его осуществляют все участники процесса исполнения федерального бюджета.
Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить главные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы. Анализ должен быть:
• конкретным, основанным на изучении широкого крута показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс и тенденцию;
• системным, представляющим собой систему аналитической работы – по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;
• оперативным, позволяющим по результатам анализа осуществить разработку рекомендаций, на основе которых можно повлиять на анализируемые показатели и процессы;
• объективным, обеспечивающим обоснованный подбор информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику и тенденции развития.
Методика экономического анализа определяет этапы анализа и соответствующие им приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа – это, во-первых, проверка, свод, группировка необходимых данных; во-вторых, собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам и другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями; в-третьих, подведение итогов анализа, формулировка основных выводов и разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.
Методика экономического анализа исполнения бюджета может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и частных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. Она включает:
• определение задач анализа;
• подбор и предварительную проверку достоверности и правильности данных;
• использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;
• применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;
• прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты пополнения по доходам или расходам;
• широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;
• использование статистических и экономико-математических методов анализа. Статистические методы – это приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержатся непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные количественные отношения, или уточнении, исправлении приблизительных величин, или совершении перехода от одних величин к более точным характеристикам количественных связей и отношений. Экономико-математические методы применяются при определении влияния факторов на результаты финансовых процессов с целью их оптимизации, в случае если другими методическими приемами определить тесноту связи факторов не представляется возможным;
• применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.
Практическое применение частной методики определяется уровнем бюджета, видами доходов или направлением расходов, количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки, видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц, предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.
Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.
Основная задача анализа исполнения доходной части федерального бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличения поступлений налоговых и неналоговых платежей и повышения их собираемости.
При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения федерального бюджета в целом, по видам расходов, по отдельным разделам, статьям затрат, распорядителям и получателям бюджетных средств. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется целевой характер расходования бюджетных средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.
Аналитические таблицы традиционно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.
Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета. Этот документ представляет собой отчет о работе Министерства финансов России, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, и мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.
Вопросы для самоконтроля:
1. В процессе чего осуществляется текущий контроль исполнения федерального бюджета? Какова его цель?
2. В каких формах проводится последующий контроль исполнения федерального бюджета?
3. Чему уделяется особое внимание при подготовке заключения Счетной палаты РФ по отчету об исполнении федерального бюджета?
4. Из каких разделов состоит заключение Счетной палаты РФ по отчету об исполнении федерального бюджета?
5. Каковы принципы организации анализа исполнения федерального бюджета?
6. Каковы этапы проведения анализа исполнения федерального бюджета?
7. В чем заключаются основные задачи анализа доходов и расходов федерального бюджета?
8. С какой целью используются результаты анализа исполнения федерального бюджета?
1. Акперов, И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2009. – 640 с.
2. Артюхин, Р.Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи / Р.Е.Артюхин // Финансы. – 2009. – № 3.
3. Афанасьев, М.П. Основы современной бюджетной системы: европейский аспект / М.П. Афанасьев // Академия Бюджета и Казначейства Минфина России. Финансовый журнал. – 2010. – № 1.
4. Буряков, Е.А. Реализация административных процедур в органах федерального казначейства / Е.А. Буряков // Финансы. – 2009. – № 1.
5. Бюджетная система России: учеб. для студ. вузов по экон. спец. / О.И. Пилипенко, С.П. Кочин, Л.П. Окунева и др.; под ред. Г.Б. Поляка. –3–е изд., перераб. и доп. –М.:ЮНИТИ–Дана, 2009. –703 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (официальный текст) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 19.02.2009)
7. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в Российской Федерации (Семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ в г. Калининграде 9-10 июля 2009 г.) // Финансы. – 2009. – № 8.
8. Деребизова, С.А. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства / С.А. Деребизова, А.В. Лукьянова, А.С. Сазонов // Финансы. – 2009. – № 11.
9. Домбровский, А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2009. – № 3.
10. Доценко, Д.В. Финансовый контроль в казначейской системе / Д.В. Доценко // Финансы. – 2009. – № 10.
11. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система: учебник / Н.Б. Ермасова – М.: Высшее образование, 2009. – 715с.
12. Жуков, П.Е. Финансовый кризис и стагфляция в России / П.Е. Жуков // Экономист. – 2010. – № 2.
13. Караваева, И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита / И.В. Караваева // Финансы. – 2010. – № 1.
14. Крупин, И.В. Автоматизация управления бюджетным процессом в условиях кризиса / И.В. Крупин, М.А. Заворина // Финансы. – 2009. – № 11.
15. Кузнецова Т.З. Совершенствование казначейской работы в территориальных органах / Т.З. Кузнецова // Финансы. – 2009. – № 10.
16. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 25.12.2008 г. № 145н / Консультант плюс. (с изменениями от 09 июля 2009 г.)
17. Овсянников, Л.Н. Ключевые проблемы формирования системы государственного финансового контроля / Л.Н. Овсянников // Академия Бюджета и Казначейства Минфина России. Финансовый журнал. – 2010. – № 1.
18. Организация исполнения бюджета: учеб. пособие / под ред. В.В. Карчевского. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 224с.Положение о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 (с изм. от 27.01.2009г.)
19. Розинская, Н.А. Становление российского бюджетного законодательства / Н.А. Розинская // Финансы. – 2009. – № 2.
20. Трубникова, Е.И. Повышение эффективности контроля за исполнением федерального бюджета / Е.И. Трубникова // Финансы. – 2010. – № 1.
21. Федорова, В.В. Совершенствование деятельности органов Федерального казначейства в условиях кризиса / В.В. Федорова // Финансы. – 2010. – № 1.
22. Чениб, Р.Ш. Практические аспекты кассового обслуживания исполнения высокодотационных бюджетов / Р.Ш. Чениб // Финансы. – 2009. – № 11.
Учебное издание
Сартакова Оксана Алексеевна, к.э.н., доцент
Ханченков Никола Степанович, к.м.н., доцент
Курс лекций
Компьютерный набор: Сартакова О.А.
Компьютерная верстка: Сартакова О.А.
Редактор: Бражникова Е.Р.
Подписано к печати __.__.2012. Формат 60х84 1/16.
Гарнитура типа «Times New Roman». Бумага для множительной техники.
Печать ризографная. Усл. печ. л. 13,8. Тираж 150 экз. Заказ № ____.
ИИО Кемеровского ГСХИ
650056 г. Кемерово, ул. Марковцева, 5