Социально-научное и гуманитарное знание в целом способствует снятию противоречия между человеком и природой, человеком и техникой, способствует самоопределению человека в социокультурном пространстве, установлению им своей социальной идентичности.
Оглавление
ББК Ч 111
УДК 008(07)
К 906
ББК Ч 111
УДК 008(07)
Издательство ТОГУ
Хабаровск
В качестве текстов лекций
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Утверждено издательско-библиотечным советом университета
Авторы: В. В. Грибунин, И. В. Кривцова, Н. Г. Кулинич, Е. А. Мельничук, Е. Ю. Потапчук, Т. А. Рямова
Рецензенты: кафедра «Теория и история государства и права» ДВГУПС (завкафедрой д-р ист. наук, проф. С. В. Бобышев); канд. филос. наук Л. В. Варфалви
Научный редактор д-р филос. наук, проф. Л. Е. Бляхер
|
|
Культурология: тексты лекций / В. В. Грибунин [и др.]. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. – 86 с.
ISBN 978-5-7389-0637-4
Данное учебное пособие представляет собой изложение основных вопросов культурологического знания в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Авторы показали историю становления и развития культурологии, предмет и структуру современного культурологического знания. Очерчен категориальный аппарат данной дисциплины. В русле исторической культурологии рассмотрено развитие культур стран Востока, Запада и России.
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, а также может быть использовано студентами дневного отделения в качестве опорного конспекта для подготовки к зачётам и экзаменам.
ISBN 978-5-7389-0637-4 | © Тихоокеанский государственный университет, 2008 |
© Коллектив авторов, 2008 |
Введение | |
Теория культуры Лекция 1. Предмет изучения и основные задачи культурологии | |
Лекция 2. Развитие представлений о культуре | |
Лекция 3. Проблема определения культуры | |
Лекция 4. Сущность, строение и функции культуры | |
Лекция 5. Ценностная концепция культуры | |
Историческая культурология Лекция 6. Первобытная культура | |
Лекция 7. Культура народов «ранних цивилизаций» | |
Лекция 8. Культура Древнего и Средневекового Китая | |
Лекция 9. Культура Древней и Средневековой Индии | |
Лекция 10. Античный тип культуры | |
Лекция 11. Культура Средневековой Европы | |
Лекция 12. Культура Западно-Европейского Возрождения | |
Лекция 13. Европейская культура Нового Времени | |
Лекция 14. Становление и характерные черты русской культуры | |
Лекция 15. Русская культура XVIII-XIX веков. |
Введение
|
|
Культурология – значимая часть обучения квалифицированного специалиста. Цель дисциплины заключается в том, чтобы познакомить студентов с исторической ретроспективой становления культурологической проблематики, сформировать у будущих специалистов навыки активного использования категориального аппарата, дать студентам знания о системах культурных ценностей, помочь молодым людям осознать свои национальные культурные традиции.
Учебный курс дисциплины «Культурология» включает в себя разделы: «Теория культуры» и «Историческая культурология».
В первом разделе внимание сосредоточено на различных подходах к понятию «культура», что обусловлено сложностью данного феномена, как искусственной среды существования и самореализации человека. Названы основные этапы становления культурологии как науки и представлены важнейшие культурологические концепции, дающие представление об основных вопросах современной культурологии.
Знания теории культуры необходимы для грамотного анализа культурных эпох и изучения локальных культур; на этом акцентируется внимание в разделе «Историческая культурология». Во втором разделе кратко излагается информация по истории мировой и отечественной культуры во всей уникальности и взаимозависимости.
В целом данное учебное пособие дает студентам заочной формы обучения основы культурологических знаний и возможность самостоятельного расширения кругозора по дисциплине при использовании рекомендованной литературы.
Лекция 1
Предмет изучения и основные задачи культурологии