Лекция 8. Цели основных групп на предприятии. Основные стратегии согласования интересов

(Тематические разделы: Экономика фирмы,Корпоративное управление, Производственный менеджмент, Микроэкономика: фирмы и рыночные структуры).

Цели основных групп на предприятии. Не только само предприятие и его контрагенты, но и все элементы, составляющие его внешнюю и внутреннюю среду, также являются активными звеньями, которым нельзя в полной мере навязать интересы предприятия. На Рис.3.2. представлены цели основных элементов внешней и внутренней среды предприятия, проранжированные западными авторами в порядке убывания их важности.

Внутренними участниками деятельности предприятия являются:

1. Собственники капитала, заинтересованные, с одной стороны, в сохранении предприятия и приумножении вложенного капитала, с другой, - в его расходовании, например, в виде распределения дивидендов. Это иллюстрирует возможность существования противоречия между текущими и перспективными целями. Превалирование стратегических целей показывает высокую культуру западных собственников, возможную только в условиях стабильной экономики. В полном соответствии с пирамидой Маслоу замыкают список целей возможность принятия решений и признание;

2. Рядовые работники западных фирм в наибольшей мере заинтересованы в сохранении рабочего места и высокой заработной плате, т.е. факторах, определяющих уровень их жизни в будущем и в настоящее время. Затем следуют фактор, определяющий качество жизни - условия труда. Замыкают список целей социальные услуги, соучастие и самореализация.

3. Основными целями западных менеджеров в порядке убывания приоритетов являются: равновесие интересов, интересы собственников, собственные интересы, сохранение рабочего места, тантьемы1, независимость, власть, признание. Главенствующее положение равновесия интересов всех сторон отражает стремление менеджеров к стабильности ситуации и возможностям ее улучшения в будущем.

Основной целью приведенного перечисления целей различных групп на предприятии является не столько их список и описание имеющихся приоритетов, сколько демонстрация неоднородности интересов внутри фирмы и их несовпадение с интересами компании в целом.

1 - Тантьема (франц. tantieme - часть), вознаграждение, выплачиваемое в виде процента от прибыли директорам и высшим служащим акционерных обществ, банков, страховых компаний.

Основные стратегии согласования интересов. Значительная часть решений любого хозяйственного объекта может рассматриваться как решения по согласованию интересов различных сторон, среди которых могут быть государство и общество в целом, контрагенты предприятия, различные группы внутри него и, наконец, отдельные люди.

Например, среди управленческих решений по согласованию интересов между предприятием и отдельными группами можно, в частности, назвать решения относительно:

а) организации вознаграждения (способа организации заработной платы, размера заработной платы, прямых способов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы и т.д.);

б) косвенных методов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы

· отчислений в фонды персонала, социальные и пенсионные фонды;

· услуг по социальному обеспечению (доплат по больничному и пенсионному страхованию, а также безработице, продолжение выплаты при простоях, помощь в бедственных случаях);

· предоставляемых дополнительных услуг (помощь в обучении и повышении квалификации, оплата питания в столовой, частично или полностью оплаченные места в детских садах, дома отдыха и спортивные сооружения, доплата на транспортные расходы, предоставление служебных квартир, скидки персоналу при покупке производимой продукции и т.д.).

в) продолжительности и сроков рабочего времени;

г) содержания труда, т.е. его структуры (содержания выполняемой деятельности) и процесса (последовательности выполняемых действий);

д) взаимодействия отдельных элементов организационной структуры;

е) продвижения по службе и роста профессиональной квалификации и т.д.

Максимальный интерес в рамках теории разработки и принятия решений составляет методы их разработки. Существуют четыре основные стратегии согласования интересов (Табл.2.1):

Табл.2.1. Основные стратегии согласования интересов

    Контрагент 2
    Проигрыш (п) Выигрыш (в)
Контрагент 1 Проигрыш (п) п / п п / в
Выигрыш (в) в / п в / в

Стратегия согласования интересов "Проигрыш - проигрыш" в бизнесе распространена в наименьшей мере. В качестве примера можно привести установление демпинговых цен при завоевании рынка сбыта. Однако ее применение весьма ограничено, поскольку не только ведет к реальным потерям, но и для рассмотренного примера законодательно запрещено. В других случаях такая стратегия практически всегда означает снижение собственного статуса, вызывает у другого контрагента определенное недоверие. Аналогичными недостатками обладает стратегия "Проигрыш - выигрыш", например, сезонные распродажи, для которых характерно уменьшение спроса в их ожидании, снижение имиджа товаров. В связи с этим такая стратегия, как правило, носит временный характер.

Область применения варианта "Выигрыш - проигрыш", несмотря на ее заманчивость, также достаточно узка. Например, она может использоваться при монополии на рынке.

Оптимальной и наиболее применимой, разумеется, является стратегия "Выигрыш - выигрыш", ведущая к наиболее полному удовлетворению обеих сторон.

Достаточно очевидно, что согласование интересов контрагентов по одной цели достаточно условно. Так, практически в каждой из упомянутых стратегий заметно влияние и других, явно не сформулированных интересов, например, длительность пребывания на рынка, имидж и т.д.

Наиболее эффективная стратегии "Выигрыш - выигрыш" практически никогда не может быть использована при наличии у контрагентов одной-единственной цели, поскольку выигрыш по ней одной стороны автоматически означает проигрыш другой. Если же целей несколько, то исходя из того, что контрагенты имеют собственные, в общем случае отличающиеся друг от друга приоритеты, т.е. разные степени важности каждой из целей, можно сделать так, что в результате уступок по одним направлениям и выигрышам по другим каждая из сторон будет чувствовать себя выигравшей.

Методы разработки решений по согласованию интересов носят эвристический характер. Зависимости этих методов от того, кто является каждой из сторон, нет. В основном они определяются следующими факторами:

1. в равной ли мере стороны участвуют в разработке решения. Соответственно, могут быть выделены случаи, когда активной стороной является один из контрагентов или оба;

2. сколько целей каждой из сторон участвует в процессе согласования интересов и каков уровень их приоритетности;

3. насколько разнородны цели и/или приоритеты представителей пассивной стороны;

4. насколько велико множество возможных решений;

5. можно ли привлечь к решению третью сторону.

Доминирующим является первый фактор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: