Монополия стремится произвести меньше благ и установить более высокую цену на продукт. В результате общество несет потери из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы. Высокие цены монополиста позволяют монополисту перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей. В результате:
1) создается искусственный дефицит товаров;
2) нарушается равновесие продавцов и покупателей;
2) ресурсы недоиспользуются;
3) происходит снижение общественного благосостояния;
4) усиливается неравенство в обществе;
5) расходы, связанные с сохранением монополии, включаются в цену и компенсируются за счет покупателя;
6) снижаются стимулы к повышению качества продукции из-за отсутствия конкуренции;
7) объем производства меньше, чем при совершенной конкуренции;
8) цены выше, чем при совершенной конкуренции;
9) прибыль монополиста выше прибыли совершенного конкурента;
10) продукт монополии недоступен всем потребителям.
Однако, несмотря на потери для общества, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономическом развитии. Ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, обеспечивать экономическую безопасность и т.п. К тому же монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь риска убытков (Гипотеза Шумпетера).