Бюджетно-налоговая система Беларуси.
Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законадательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
|
|
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс РБ, сферой регулирования которого являются отношения возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Исполнение бюджета определялось негативным влиянием мирового экономического кризиса. В консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов, что на 15,4% меньше, чем в 2008 году. Формирование доходной части бюджета представлено в таблице 6.5.1.
Таблица 6.5.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %
Показатели | 2008 год | 2009 год |
1. Налоговые доходы всего, | 71,3 | 65,7 |
в том числе – налог на доходы и прибыль | 17,0 | 15,3 |
- налог на собственность | 3,1 | 2,6 |
- налоги на товары и услуги | 31,2 | 31,7 |
В том числе НДС | 17,4 | 19,2 |
акцизы | 5,9 | 5,8 |
- налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 16,2 | 12,7 |
2. Взносы на государственное социальное страхование | 22,1 | 25,2 |
3. Неналоговые доходы | 6,6 | 9,1 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).