Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси

Расходы консолидированного бюджета за 2009 год.

Расходы профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году. Основные задачи в области политики расходов бюджета – сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Расходы бюджета представлены в таблице 6.5.2.

Таблица 6.5.2. Расходы консолидированного бюджета РБ, млрд. рублей

Показатели 2008 год 2009 год
Расходы всего 63811,3 63766,0
1.Общегосударственные расходы 10708,0 8053,5
2.Национальная оборона 1373,3 1323,7
3.Судебная власть, право-охранительная деятельность и обеспечение безопасности 2325,8 2433,9
4.Национальная экономика 16494,9 16359,9
5.Охрана окружающей среды 537,1 396,9
6.Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3109,6 3042,6
7.Здравоохранение 5024,9 5354,0
8.Физическая культура, спорт, культура и СМИ 1426,3 1414,2
9.Образование 6635,3 6767,1
10.Социальная политика (с ФСЗН) 16176,0 18620,1

В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составил 1 852 млрд. рублей или 1,4% к ВВП).

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Мероприятия по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:

1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин) – с 2006-2009 годы отменено 17 налоговых платежей. В настоящее время в состав налоговой системы входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности предприятие уплачивает только НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

2. Повышение привлекательности упрощенного налогооблажения – предприятия, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, имеют возможность платить один налог по ставке 8% от валовой выручки (5% для фирм и ИП, расположенных в сельской местности и малых городах).

3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса.

4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования – плательщикам дана возможность предоставлять в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде.

Социальный императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала при разработке и реализации государственной по­литики и реализуется через социальную поли­тику государства – это деятельность государства и общественных институтов по вырботке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и такти­ческих программ и прогнозов социально-экономического раз­вития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

1) Государственная программа «Культура»;

2) Республиканская программа «Здоровье»;

3) Государственная программа развития спорта и туризма;

4) Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

5) Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

6) Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-ин­валиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».

7) Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в РБ до 2010 года.

Обобщающим показателем социального развития страны является - Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - По этому показателю наша страна в 2007 году заняла 68 место в мире (РФ – 71 место, Украина – 85 место, Казахстан – 82 место) и он составил 0,826 (в 2000 году – 0,786, в в 2005 году - 0,804). Преодолев пороговый показатель 0,800, Респуб­лика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высо­ким уровнем развития человеческого потенциала. ИРЧП состоит из:

1) Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении – в РБ ежегодно увеличивается в 2008 году составил 70,5 (75,6 лет у женщин и 64,7 у мужчин). Страна лидер Япония – 86,2 года у женщин и 79,2 у мужчин; в РФ – 72,9 лет и 59,9 лет соответственно.

2) Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, который учитывает различие цен на одни и те же товары и услуги в различных странах - в Докладе Программы развития ООН (ПРООН) в 2007 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности определен в размере 10841 долларов.

3) Индекс грамотности взрослого населения - занимает седьмое место в мире по уровню грамотности взрослого населения (99,6 %). Страна занимает 33-ю позицию по совокупному валовому коэффициенту охвата населения на­чальным, средним и высшим образованием (88,7 %), опережая такие высокоразвитые страны, как Германия (88,0 %), Япония (85,9%), Швейцария (85,7%), Люксембург (84,7%).

4) Совокупный индекс достигнутого уров­ня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу государственных расходов на образова­ние (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на пост­советском пространстве. Для примера аналогичные показате­ли у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы - 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3 %. Выше этот показатель только у Украины (6,4 %). По удельному весу государствен­ных расходов на образование Беларусь также опережает такие высокоразвитые страны, как Австралия (4,7% от ВВП), Ка­нада (5,2 %), Ирландия (4,8 %), Япония (3,6 %), Нидерланды (5,4 %), Франция (5,9 %), США (5,9 %), Испания (4,3 %), Авс­трия (5,5 %), Великобритания (5,4 %), Италия (4,7 %), Герма­ния (4,6 %), Португалия (5,7 %).

Другие характеристики социальной сферы:

5) По удельному весу расходов на здравоохранение (6,2 % от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с высоким уровнем раз­вития человеческого потенциала.

6) По удельному весу государственных расходов на образова­ние (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на пост­советском пространстве. Для примера аналогичные показате­ли у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы - 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3 %.

7) Беларусь входит в число сорока стран, где все роды принимаются квалифицирован­ным медицинским персоналом.

8) Страна занимает третье место в мире по количеству врачей (455) на сто тысяч человек насе­ления. Большим количеством врачей располагают только Куба (591) и Сент-Люсия (517).

9) Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с детской смертностью (в возрасте до пяти лет всего 12 случаев на тысячу живорожденных малышей). В Украине этот показатель состав­ляет 17 случаев, в России — 18 случаев, в Молдове - 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В Беларуси детская смертность ниже, чем в таких странах ЕС. как Болгария (15 случаев) и Румыния (19 слу­чаев).

10) Беларусь имеет также наиболее благополучный среди стран СНГ показатель материнской смертности (18 случаев на сто тысяч живорожденных.

11) Беларусь входит в число тридцати четырех государств мира, где все население имеет устойчивый доступ к источникам пи­тьевой воды улучшенного качества. Такого показателя не до­стигла ни одна другая страна СНГ.

Тема 7. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

7.1.Тенденции и факторы международной интеграции.

7.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.

7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: