Тема: Генеральное целевое планирование

Тема: Стратегический план предприятия.

► Стратегическое (перспективное) планирование включает в себя три взаимосвязанные задачи:

o Определение миссии предприятия;

o Представление миссии в виде долго- и краткосрочных задач;

o Выработку стратегии достижения поставленных целей.

► Таким образом, стратегический план предприятия можно опре­делить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели, задачи и стратегию их достижения с учетом внеш­ней (окружающей) среды и внутренних особенностей предпри­ятия.

► Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что будет представлять собой наше предприятие через 3—15 лет?». С этой целью необходимо исследовать принципиальные особенности предприятия (его долговременные преимущества и недостатки), а также особенности сферы деятельности (область работы) и на­правлений развития бизнеса (существующие тенденции). Преиму­щества и недостатки предприятия сравниваются с возможностями главных конкурентов и потребностями основных категорий потре­бителей продукции предприятия (являются ли наши преимущества или недостатки перед конкурентами важными с точки зрения по­требителей).

► Формулировка миссии обычно бывает достаточно общей, но в то же время у каждого предприятия она особенная, она ясно выражает его индивидуальное понимание своего будущего разви­тия.

► Общую формулировку миссии требуется конкретизировать, т.е. поставить узловые цели и задачи развития для различных временных интервалов. При этом различные цели и задачи не долж­ны противоречить друг другу. Их следует согласовывать между собой, чтобы и в стратегическом плане они представляли единое целое.

► Обе задачи (определение миссии и постановка конкретных це­лей) выполняются, прежде всего, руководителями высшего звена управления предприятия, а уже потом специалистами по планиро­ванию.

► В идеале в рамках стратегического плана предприятия конкрет­ные перспективные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением предприятия. Если же для каких-то подразделе­ний, исходя из общей миссии предприятия, такие цели выработать не удается, значит, необходимо совершенствовать организацион­ную структуру предприятия.

► Определение миссии и задач предприятия требует своего завер­шения — разработки конкретной стратегии предприятия. В общем виде стратегия есть система управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и вы­полнение обозначенной миссии.

► Основополагающей формой стратегического планирования яв­ляется генеральное целевое планирование, которое включает опре­деление генеральных, стратегических и оперативных целей пред­приятия, а также вытекающих из них целей-действий. К планированию генеральных целей следует отнести:

o Задание всех общих экономических и неэкономических це­лей, т.е. разработку (хотя бы в общих чертах) концепции предприятия: областей деятельности, отраслей и подотраслей, важнейших результатов, которых хотят достичь, а иногда и групп потребителей.

o Планирование важнейших стоимостных целей, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу предприятия, рыночным партнерам, государ­ству.

o Создание определенного имиджа предприятия.

► Генеральные цели всегда выражают ценностные представления высшего руководства предприятия. Если под политикой предпри­ятия понимать принятие управленческих решений, прежде всего в отношении целей предприятия как целого, то очевидно, что разра­ботанная система генеральных целей — результат проведения по­литики предприятия.

► Генеральные цели предприятия частично формулируются в ви­де директив (императивов) общего характера. Первоначальная по­становка целей необходима на стадии создания предприятия. Для действующего предприятия процесс целепостановки связан с изменением с течением времени внешней среды и самого предпри­ятия, что влечет за собой необходимость постоянной или разовой корректировки целей.

► Таким образом, генеральное целевое планирование предпола­гает:

o Анализ окружающей среды (внешняя среда и внутренние воз­можности предприятия).

o Определение политики предприятия (целеполагание).

o Формулирование стратегии и выбор альтернатив (стратегии маркетинга, производства, организационных изменений, фи­нансовая, социальная, экологическая и др.).

► Исходя из определения генерального целевого планирования, стратегический план предприятия может включать следующие раз­делы:

o Цели и задачи предприятия.

o Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

o Базовая стратегия предприятия и ее альтернативы.

o Функциональные стратегии.

o Наиболее значимые проекты.

o Описание внешних операций.

o Капиталовложения и ресурсное распределение.

o Возможные риски.

o Приложения: расчеты, справки, деловая документация, в том числе укрупненные показатели объема продаж, прибыли, де­нежных потоков и пр.

► Разделы стратегического плана могут совпадать с разделами среднесрочного и краткосрочного планов. Однако методы разра­ботки стратегического плана отличаются степенью укрупнения по­казателей, подробностью разработок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: