Тема: Стратегический план предприятия.
► Стратегическое (перспективное) планирование включает в себя три взаимосвязанные задачи:
o Определение миссии предприятия;
o Представление миссии в виде долго- и краткосрочных задач;
o Выработку стратегии достижения поставленных целей.
► Таким образом, стратегический план предприятия можно определить как документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели, задачи и стратегию их достижения с учетом внешней (окружающей) среды и внутренних особенностей предприятия.
► Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что будет представлять собой наше предприятие через 3—15 лет?». С этой целью необходимо исследовать принципиальные особенности предприятия (его долговременные преимущества и недостатки), а также особенности сферы деятельности (область работы) и направлений развития бизнеса (существующие тенденции). Преимущества и недостатки предприятия сравниваются с возможностями главных конкурентов и потребностями основных категорий потребителей продукции предприятия (являются ли наши преимущества или недостатки перед конкурентами важными с точки зрения потребителей).
|
|
► Формулировка миссии обычно бывает достаточно общей, но в то же время у каждого предприятия она особенная, она ясно выражает его индивидуальное понимание своего будущего развития.
► Общую формулировку миссии требуется конкретизировать, т.е. поставить узловые цели и задачи развития для различных временных интервалов. При этом различные цели и задачи не должны противоречить друг другу. Их следует согласовывать между собой, чтобы и в стратегическом плане они представляли единое целое.
► Обе задачи (определение миссии и постановка конкретных целей) выполняются, прежде всего, руководителями высшего звена управления предприятия, а уже потом специалистами по планированию.
► В идеале в рамках стратегического плана предприятия конкретные перспективные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением предприятия. Если же для каких-то подразделений, исходя из общей миссии предприятия, такие цели выработать не удается, значит, необходимо совершенствовать организационную структуру предприятия.
► Определение миссии и задач предприятия требует своего завершения — разработки конкретной стратегии предприятия. В общем виде стратегия есть система управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и выполнение обозначенной миссии.
► Основополагающей формой стратегического планирования является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральных, стратегических и оперативных целей предприятия, а также вытекающих из них целей-действий. К планированию генеральных целей следует отнести:
|
|
o Задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку (хотя бы в общих чертах) концепции предприятия: областей деятельности, отраслей и подотраслей, важнейших результатов, которых хотят достичь, а иногда и групп потребителей.
o Планирование важнейших стоимостных целей, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу предприятия, рыночным партнерам, государству.
o Создание определенного имиджа предприятия.
► Генеральные цели всегда выражают ценностные представления высшего руководства предприятия. Если под политикой предприятия понимать принятие управленческих решений, прежде всего в отношении целей предприятия как целого, то очевидно, что разработанная система генеральных целей — результат проведения политики предприятия.
► Генеральные цели предприятия частично формулируются в виде директив (императивов) общего характера. Первоначальная постановка целей необходима на стадии создания предприятия. Для действующего предприятия процесс целепостановки связан с изменением с течением времени внешней среды и самого предприятия, что влечет за собой необходимость постоянной или разовой корректировки целей.
► Таким образом, генеральное целевое планирование предполагает:
o Анализ окружающей среды (внешняя среда и внутренние возможности предприятия).
o Определение политики предприятия (целеполагание).
o Формулирование стратегии и выбор альтернатив (стратегии маркетинга, производства, организационных изменений, финансовая, социальная, экологическая и др.).
► Исходя из определения генерального целевого планирования, стратегический план предприятия может включать следующие разделы:
o Цели и задачи предприятия.
o Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
o Базовая стратегия предприятия и ее альтернативы.
o Функциональные стратегии.
o Наиболее значимые проекты.
o Описание внешних операций.
o Капиталовложения и ресурсное распределение.
o Возможные риски.
o Приложения: расчеты, справки, деловая документация, в том числе укрупненные показатели объема продаж, прибыли, денежных потоков и пр.
► Разделы стратегического плана могут совпадать с разделами среднесрочного и краткосрочного планов. Однако методы разработки стратегического плана отличаются степенью укрупнения показателей, подробностью разработок.