► В систему стратегического планирования также входит планирование полей бизнеса. Стратегические поля бизнеса — это сегменты рынка, например отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы, с соответствующим потенциалом, со своими шансами и рисками, сильными и слабыми сторонами, с собственными целями, как монетарными (оборот, денежные потоки, прибыль), так и немонетарными (численность персонала). Поля бизнеса должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления.
► В зависимости от своей рыночной привлекательности, сильных и слабых сторон, а также вклада в успех предприятия в целом отдельные поля бизнеса (сегменты) или их группы могут характеризоваться как:
o Ключевые, составляющие основу экономического успеха предприятия.
o Специальные, представляющие дополнительные носители успеха.
o Расширяемые.
o Защищаемые.
o Бесперспективные.
► На уровне предприятия в целом осуществляется планирование всей совокупности полей бизнеса. На уровне отдельных подразделений или отдельных полей бизнеса — планирование по этим отдельным полям.
► В ходе планирования на уровне полей бизнеса оцениваются соответствующие продукты и продуктовые программы, их потенциал. В рамках планирования на уровне предприятия в целом сводят (с учетом обратной связи) все продуктовые программы и потенциалы полей бизнеса воедино и тем самым устанавливают наиболее привлекательные для предприятия в целом направления развития. Абсолютно новые для предприятия продукты и поля бизнеса с соответствующими ресурсами должны планироваться исключительно на уровне всего предприятия.
► Типовой план поля бизнеса включает следующие разделы:
o Характеристика предмета бизнеса — описание изделий и технологий с разграничением сфер деятельности.
o Анализ состояния внешней хозяйственной среды — раскрывает правила «экономической игры» и тенденции изменения технологий, структуры рынков, потребителей, поставщиков, конкуренции, издержек, а также социально-экономические и политические условия. При этом анализируется возможность получения прибыли в рассматриваемом сегменте бизнеса.
o Анализ собственной компетенции — сильные и слабые стороны поля (сегмента) бизнеса сравниваются с сильными и слабыми сторонами конкурентов и анализируется способность предприятия добиться успеха в своем продуктовом сегменте рынка.
o Анализ возможностей для бизнеса — результаты анализа внешней среды и собственной компетенции интегрируются и оцениваются путем ответа на вопрос: «Сколько можно заработать в рассматриваемом поле бизнеса при существующих внешних условиях и уровне собственной компетентности?».