Трансакційні властивості дематеріалізованних валют
С точки зрения информационных технологий денежная транзакция, проведенная с использованием компьютера, должна удовлетворять некоторым условиям, которые могут быть выражены в следующих терминах.
· Атомность. Транзакция должна быть завершена полностью или не быть совершена вообще. Если часть транзакции невозможно совершить, должно быть восстановлено предшествующее транзакции состояние.
· Согласованность. Все участники транзакции должны быть согласны с фактом ее проведения.
· Изолированность. Отсутствие связи между транзакциями; конечный результат серии транзакций, выполнение некоторых из которых может полностью или частично совпадать по времени, не должен отличаться от результата транзакций, выполняемых последовательно.
· Устойчивость к сбоям и отказам. При сбое во время операции система должна вернуться к состоянию, предшествующему операции.
С точки зрения конечного пользователя надежность системы в целом зависит от атомности транзакций, т. e. транзакция должна быть или совершена полностью, или не совершена вовсе. Покупатель не должен платить за незавершенную транзакцию. Атомностью обладают платежи с использованием наличных, чеков, переводов или дебетовых карт. Транзакции по кредитным картам или транзакции при использовании отложенного кредита не обладают атомностью, так как клиент может прервать транзакцию с момента ее непосредственного совершения до момента списания денег со счета клиента. Несмотря на изолированность наличных платежей, чековые транзакции не обладают этой характеристикой, так как возможен овердрафт в зависимости от последовательности операций депозита и списания со счета.
|
|
Анонимность означает, что нет прямой связи между платежом и личностью покупателя. Напротив, персонализация устанавливает прямую или косвенную связь между дебитором и средством платежа. Наличность в виде банкнот и монет анонимна, так как отсутствует связь между ее владельцем и его банковскими реквизитами. В случае удаленной банковской транзакции возникает две проблемы: проблема анонимной связи и проблема совершения анонимных платежей. Действительно, анонимное общение - необходимое условие для анонимного платежа, потому что после идентификации клиента (например, звонящего по телефону) любые самые изощренные стратегии маскировки платежей становятся бессмысленными.
Для банковских карт и электронных или виртуальных кошельков существует четыре типа анонимности.
1) Пластиковая карта анонимна, если она не содержит идентификатор, позволяющий установить связь карты с ее владельцем. Пример: телефонные карты. Напротив, банковская карта не анонимна, так как содержит номер карты, имя держателя и номер счета.
|
|
2) Транзакция перезарядки электронного кошелька анонимна, если при ее совершении не устанавливается связь между личностью ее владельца, например при пополнении карты наличными. Транзакция временно теряет анонимность, если она защищена PIN-кодом. Однако анонимность может быть восстановлена при отправлении транзакции в архив.
3) Примером частичной анонимности является случай, когда платежные транзакции группируются в единую сумму за некоторый период времени. В этом случае, возможно определить личность владельца, так как сгруппированные транзакции должны быть связаны с банковскими счетами для возможности проведения последующих финансовых расчетов.
4) Анонимность транзакций fасе-tо-fасе отличается от анонимности удаленных транзакций. В коммерции face-to-face защитить личность и предмет транзакции можно, используя смарт-карты с офлайн-верификацией. Защита осуществляется за счет использования алгоритмов аутентификации, хранимых в памяти карты и действующих независимо от каких-либо внешних управляющих центров. Случай проведения удаленных коммерческих транзакций отличается тем, что для их нормального осуществления необходима однозначная аутентификация обеих сторон сделки для предотвращения будущих споров по факту совершения обмена. В этом случае полная анонимность несовместима с принципом строгого выполнения обязательств. Максимум, что может быть достигнуто в данном случае, - это частичная анонимность. Например, продавец не имеет доступа к реквизитам владельца карты или кошелька, а реквизиты хранятся у третьей стороны, которая выступает арбитром в случае спорных ситуаций.