План лекции
ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лекция 1.
Неделя-знаменатель
Дни недели | 119 группа | 120 группа |
ПОНЕДЕЛЬ НИК | 9.45 – 11.20 Физическая химия, 137 ауд. В.В. Вапиров(10л) | |
11.30 – 13.45- Физика 112 ауд А.Н. Яковлев. | 12.15.-14.00-Физическая химия. Т.Я.Волкова,.ауд.405 | |
14.00-15.35-Латинский язык. Ауд,113. А.В. Дехтяренок,(2ч) | 14.00-16.15-Латинксий язык, (3ч) Е.В.Глариантова, ауд. 201 | |
ВТОРНИК | 8.00 – 10.15 Физиология. 204 ауд Л.Е. Елаева | 8.00 – 10.15 Физиология 206 ауд Г.И. Кузьмина |
11.30-13.05-Ботаника, Г.С.Антипина, ауд.121 | ||
15.15-16.50 –Ботаника, 318ауд Гл. корп. Г.С.Антипина | 13.30-15.05-Ботаника, 318ауд Гл. корп. И.М.Тойвонен. | |
СРЕДА | ||
9.45-12.05-Микробиология. О.П.Комкова, ауд.308 | 9.45-11.20-Латинский язык(2ч) Е.В.Глариантова, ауд,121 | |
12.30-14.45-Английский язык. Н.Е.Щтода. ауд.228 Б(3ч) | 12.30-14.45-Физика (3ч), А.Н.Яковлев, ауд.114 | |
15.00-16.35-Физика.(лекция), А.Н.Яковлев, ауд.201 | ||
ЧЕТВЕРГ | 8.00-10.15- Физическая химия. Т.Я.Волкова,.ауд.405 | 9.00-11.15- Английский язык. Н.Е.Щтода. ауд.228 Б(3ч) |
11.30-13.05- Ботаника, 318ауд Гл. корп. Г.С. Антипина | ||
13.15 – 14.45- Ботаника, 318ауд Гл. корп. И.М.Тойвонен | ||
17.00-18.30-Информатика, А.Н.Кириленко, ауд.323 | ||
ПЯТНИЦА | ||
9.45-12.05-Микробиология, О.П.Комкова, ауд.308 | ||
12.15-13.50-Химия биогенных эелементов, ауд 117 | ||
14.15-16.30-Химия Б.Э. В.В.Вапиров, ауд.406 | 14.15-16.30-Химия Б.Э. В.В.Вапиров, ауд.406 | |
СУББОТА | 9.45-11.20-Микробиология, О.П.Комкова, ауд.117, (числ) 9.45-11.20-Физиология с основ.анатом, 117 ауд. Ю.В.Лупандин (знам) | |
11.30-13.05-Информатика, ауд.121, А.Н.Кириленко(6л) | ||
13.15-15.30-Латинский язык, А.В.Дехтяренок, ауд.121(3ч) | 13.15-14.50-Информатика, А.Н.Кириленко, ауд.323 |
Занятия по физической культуре проводятся по расписанию кафедры физвоспитания и спорта.
|
|
1.1 Понятие о методологии и методологии образования
1.2 Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная
1.3 Философско-психологические основания методологии
1.4 Формы организации деятельности
Методология (от метод и логия) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методология - система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (Философский энциклопедический словарь).
C позиций этих определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы к понятию «методология».
Во-первых, методология в науке вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах исследования: метод и логос — учение.
Такое понимание методологии ограничивало ее предмет анализом возможностей методов исследования.
Но такое понимание методологии имело свои исторические причины: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и труд физический (по К. Марксу), когда относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать, сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности:
|
|
цель — мотив — способ (средство) — результат
цель задавалась человеку как бы «извне» — в школе учителем, на заводе начальником и т.д.;
мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью).
И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: (его синоним — метод). Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Во-вторых, в гуманитарных, в общественных науках, в том числе и в педагогике, в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.
Так, в педагогике все, что выходило по уровню обобщения за рамки традиционной дидактики, теории воспитания, школоведения и т.д. стали относить к методологии педагогики (грубо говоря, поскольку не знали, куда это деть).
Например, объект-субъектные отношения в педагогике, категории объективного и субъективного в воспитании, соотношение процесса управления школой и учебно-воспитательного процесса и т.д.
В последнее время, образно выражаясь, «это место стало находиться» — стала развиваться новая область педагогики — теоретическая педагогика.
Современное устоявшееся понятие методологии — это учение об организации деятельности.
Такое определение однозначно определяет и предмет методологии — организация деятельности. Этим определением мы будем пользоваться курсе «Методология ПО».
В то же время, необходимо отметить, что, очевидно, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.
Репродуктивная деятельность является копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.
Такая деятельность, как, например, деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя — «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.
Другое дело — продуктивная деятельность, направленная на получение нового или субъективно нового результата.
Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.
Инновационная деятельность педагога-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного учителя или для данного образовательного учреждения) результат.
Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат.
Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии.
Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».
Организация:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
|
|
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
В нашем случае мы используем понятие «организация» в первом и во втором значении, т.е. и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение).
При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко — как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и религиозной, и игровой ит.д. — с одной стороны. С другой стороны — и индивидуальной, и коллективной деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра — учение — труд, то в сфере образования можно говорить о:
— методологии игровой деятельности (имея в виду в первую очередь детскую игру);
— методологии учебной деятельности;
— методологии трудовой деятельности.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).
Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).
Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.
|
|
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.
Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.
Учение может иметь пассивный и активный характер.
Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.