ПРЕДИСЛОВИЕ
Варианты тренингов, повышающих способность
Изменение социальной ситуации развития ребенка
Современные методы психологической коррекции
и консультирования................................................................. 367
12.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной
.- работы.......................................................................................... 367
12.2. Индивидуальная и групповая
психологическая коррекция......... 370
1. Групповая психологическая коррекция................. 381
2. Коррекция страхов....................................................... 383
12.3. Виды коррекционной помощи детям
при нарушениях психического развития........................... 393
12.4. Психотренинг............................................................................. 396
как один из методов психологической коррекции...... 408
1. Многоаспектность проблемы изменения социальной
ситуации развития ребенка.................................... 408
2. Система многостороннего оценивания как способ
психолого-педагогической коррекции личностного
развития подростка................................................ 412
|
|
3. Оптимизация социальной ситуации развития
ребенка путем дифференциации обучения............. 419
13.4. Ранняя профессиональная ориентация как поиск
сферы самоутверждения подростка. Трудовая
и судебная экспертиза несовершеннолетних........... 426
к социальной адаптации........................................................ 446
1. Тренинги, повышающие адаптивность к различной
микросоциальной среде.......................................... 448
2. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие
личности............................................................... 461
3. Коррекция развития отдельных функций............... 477
Послесловие........................................................................................ 490
Приложения........................................................................................ 492
1. Ответы к задачам..................................................... 492
2. Примеры выполнения заданий обследуемыми.......... 505
3. Стимульные материалы и описание методик............ 510
Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психологи, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих наставников. В значительной степени эти ожидания оправдываются, но бывает и иначе.
Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, знает, что бывают дети, к которым очень трудно найти правильный подход, поскольку действия воспитателя вызывают у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отвечают настороженным недоверием; доброту взрослого воспринимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общепринятыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивлением. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесниками, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, замкнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечатление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают.
|
|
Естественно, что случаи сопротивления детей педагогическим воздействиям вызывают у молодого специалиста недоумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут найти правильные пути взаимодействия с ними.
Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые
не знают объективных причин нарушений в поведении ребенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исходя из них, найти ключ к решению проблемы.
Наш опыт работы показывает, что в подавляющем большинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведения детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихологии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей.
Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психической деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к грубой патологии; нет информации о требованиях к патопсихологическому заключению (обязательной для клинического патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, агрессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному поведению.
Поскольку изучение детской патопсихологии целесообразно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и педагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая материал об отклонениях в психическом развитии, о личностных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном аспекте.
Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка,
мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, указывая при этом литературу, где методика приведена полностью. Исключение составляли: методики, модифицированные нами; методики, изложенные в малодоступной литературе; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опыта) выведены нормы.
В списках рекомендуемой литературы, заключающих каждую главу, естественно, указаны не все источники, использованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работники, мы не включали в этот список малодоступную литературу и литературу на иностранных языках.
|
|
Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной стороны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — позволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного материала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми.
АСВ — анализ семейного воспитания (методика)
AT — аутогенная тренировка
ВК — вынесение конфликта
ВИД — высшая нервная деятельность
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения
ВТК — воспитательно-трудовая колония
ДЦП — детский церебральный паралич
ЗПР — задержка психического развития
КРС — кинетический рисунок семьи
ЛФК — лечебная физкультура
МДП — маниакально-депрессивный психоз
ММД — минимальные мозговые дисфункции
НЛП — нейролингвистическое программирование
НРЧ — неразвитость родительских чувств
ОРО — опросник родительского отношения
ПДК — предельно допустимая концентрация
ПДО — психодиагностический опросник (для подростков)
ПЖК — предпочтение женских качеств
ПМК — предпочтение мужских качеств
ПМПК — психолого-медико-педагогическая консультация
ПНД — психоневрологический диспансер
ПНК — проекция нежелательных качеств
ПТУ — профессионально-техническое училище
РДА — ранний детский аутизм
CAT — апперцептивный тест для детей
СПНД — специализированный психоневрологический
диспансер
СПЭ — судебно-психологическая экспертиза
СПЭК^ — судебно-психиатрическая экспертиза
СТР — совместный тест Роршаха
ТАТ — тематический апперцептивный тест
УД — уровень депрессии
ЦНС — центральная нервная система
ЦТО — цветовой тест отношений
ЧМТ — черепно-мозговая травма