Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется на основании:

Трудового кодекса РБ, статья 463;

Закона РБ от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона РБ от 14 января 2000 г.), статья19;

Указа Президента РБ от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;

Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими изменениями и дополнениями).

Общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.

Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства РБ о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предприни­мателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:

· беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для про­ведения проверок;

· запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов го­сударственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессио­нальных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;

· осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления прове­дения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний;

· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экс­пертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых произ­водственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инстру­ментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, участвовать в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

· требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожа­ющих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью - приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

· требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работни­ков в случаях, предусмотренных законодательством;

· устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора.

Общественным инспекторам по охране труда также предоставлено право осуществлять проверки, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболе­ваний и т.д.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а представления общественных инспекторов по охране труда – для рассмотрения.

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РБ о труде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: