На разных стадиях проектирования
Последовательность и глубина проработки ОВОС
Проработка вопросов охраны окружающей среды производится на всех стадиях составления предпроектной и проектной документации развития автомобильных дорог, последовательно углубляя рассмотрение, не допуская изменения решений, утвержденных в документации предыдущей стадии.
Экологический раздел программы развития дороги
При разработке программы строительства новой дороги общего пользования рассматривается несколько вариантов проложения трассы. Приводится сравнение вариантов с учетом изменения зон тяготения, влияния на транспортное обслуживание, социальное и экономическое развитие и экологическую обстановку регионов, перспектив использования территорий, изъятия земельных участков, сроков и продолжительности строительства, размеров и экономической эффективности инвестиций. Решения органа исполнительной власти о целесообразности предлагаемого варианта проложения трассы является основанием для выбора земельного участка. В экологическом разделе приводятся предварительные оценки возможного экологического воздействия, включающие:
|
|
- общую характеристику региона;
- обоснование необходимости развития сети автомобильных дорог;
- существующую и предполагаемую интенсивность и состав движения;
- существующий и предполагаемый уровень загрязнений окружающей среды вдоль трассы;
- площадь отчуждения земель под постоянный и временный землеотводы;
- наличие и краткая характеристика населенных пунктов вдоль трассы;
- наличие особо охраняемых природных объектов, памятников природы и архитектуры;
- наличие мест компактного проживания малых народов.
ОВОС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ,
Объектами являются, как правило, участки нового строительства, обходы населенных пунктов, строительство и реконструкция крупных мостовых переходов и участков автомобильной дороги, осуществляемых с изменением плана или продольного профиля дороги. В соответствии с принятым на предыдущем этапе техническим заданием разрабатывается специальный раздел «Оценка воздействий на окружающую среду» (обоснование инвестиций) или «Охрана окружающей среды» (инженерный проект).
В состав детальной ОВОСдля объектов первого экологического класса входит:
- описание существующего состояния окружающей среды в зоне влияния дороги;
- оценка воздействия объекта на окружающую среду;
- установление допустимого уровня воздействий;
- намечаемые природоохранные мероприятия;
- прогноз изменения состояния окружающей среды после выполнения проекта;
|
|
- расчет инвестиций на природоохранные цели.
Основные показатели воздействий приводятся для каждого вариантов трассы или отличающихся технических решений. При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:
- зоны сравнения вариантов проложения трассы должны иметь общие границы и включать участки дороги и местной сети, на которых происходит перераспределение движения;
- оптимальным считается вариант, имеющий наилучшие показатели экономической эффективности инвестиций с учетом экологической безопасности и социальных интересов населения;
- период сравнения принимается 20 лет (для вариантов проложения трассы возможно увеличение периода до 30 лет);
- параметры плана и продольного профиля при строительстве по новому направлению рекомендуется принимать постоянными на весь период сравнения;
- при необходимости учета факторов, не имеющих стоимостной оценки, могут использоваться методы многофакторного анализа.
На прилегающей к дороге территории следует выделять земли, не включаемые в полосу отвода и придорожные полосы, на которых проявляются воздействия дорожных сооружений и транспортных загрязнений.
Для учета изменений в окружающей среде по длине трассы по данным изысканий выделяются условно однородные участки - природно-территориальные комплексы (ПТК), для каждого из которых составляется свой набор исходных данных.
Основными признаками различий ПТК являются: вид и особенности природного ландшафта; характер и интенсивность хозяйственного использования; наличие в зоне влияния охраняемых территорий и объектов, крупных водоемов, водотоков, лесов первой группы; наличие в зоне влияния населенных пунктов, транспортных коммуникаций, производственных предприятий.
Для объектов второго экологического класса допускается сокращение детализации ОВОС путем применения типовых решений, аналогов и справочных данных в части расчета транспортных загрязнений, проектирования защитных мероприятий, т. п.
Для объектов третьего класса, строящихся по проектам массового и повторного применения и технически несложных объектов при условии обязательного соблюдения всех природоохранных норм, допускается выполнять ОВОС только для сравнения экологических показателей отдельных технических решений (варианты трассы, размещение сооружений и др.).
В состав ОВОС следует включать расчет суммарных затрат на природоохранные мероприятия, причем не только инвестиции на создание и воспроизводство основных фондов по защите окружающей среды, но и ежегодные затраты на очистку стоков, ликвидацию отходов и другие работы, входящие в содержание дороги. Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов в период строительства учитывается в показателях производственной деятельности организации.
Для объектов 1-го и 2-го экологических классов в состав ОВОС должна быть включена оценка экологического риска, т.е. вероятности аварийных ситуаций.
Во время строительства подобные ситуации возникают в период сверхрасчетных паводков, наводнений, оползней, других стихийных явлений, пожаров и др.; во время эксплуатации - при разрушении искусственных сооружений, невозможности движения по проезжей части вследствие заносов, размывов, а также при авариях транспортных средств с ядовитыми, взрывчатыми, горючими грузами, придорожных энерго- и трубопроводных линий, других путей сообщения и т. п.
Оценка должна основываться на принятых в проекте показателях надежности, прогнозе прямых и косвенных последствий для населения и природной среды, самого сооружения. Предлагается включение в проект мер по предупреждению опасных аварий и снижению опасности их последствий.
Природоохранные материалы должны содержать указания по контролю за выполнением требований экологической безопасности (мониторингу) при строительстве и эксплуатации объекта. В их состав входят организационные (установление системы контроля, ответственных лиц, порядка стимулирования и санкций, действий в нештатных ситуациях) и технические мероприятия (ограждения, устройства для сбора и удаления выбросов, сбросов, рекультивация нарушенных поверхностей и т. п.).
|
|
Результаты выполнения процедуры ОВОС включают следующую информацию:
1. Определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду:
- строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер;
- эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения и воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия).
2. Виды воздействий на окружающую среду автомобильных дорог и мостовых переходов и условия, при которых учет воздействий является обязательным.
3. Анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта:
- наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.;
- местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве;
- закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды;
- общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей;
- анализ воздействия рассматриваемой существующей дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.;
|
|
- общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки;
4. Анализ социального развития территории, включая:
- население района тяготения дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта;
- состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий;
- данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;
- наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения;
- наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию;