Условия максимизации прибыли фирмы

Рис. 5.

снижаются и достигают минимума, когда предприятие станет достаточно масштаб­ным.

Такова ситуация в автомобильной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях промышленности. А это значит, что при данном объеме потре­бительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Чтобы достичь поло­жительного эффекта, предприятию, возможно, придется выходить за пределы су­ществующего рынка.

Кривая В показывает случай, когда отрицательный эффект наступает уже при небольшом расширении предприятия. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного ко­личества относительно мелких производителей. В этот разряд попадают многие виды розничной торговли, некоторые сельскохозяйственные работы, предприя­тия хлебопекарной, швейной, обувной отраслей.

Рассматривая вопрос об объемах производства, необходимо учитывать не только средние издержки, но и предельные. Предельные издержки МС — это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции:

Фирма расширяет производство, если дополнительная единица продукции обходится ей дешевле, чем ее продажная цена, до тех пор, пока предельные из­держки не сравняются с ценой продукции. В краткосрочный период кривая пре­дельных издержек имеет U-образную форму, что связано с законом сокращающейся доходности, когда дополнительные усилия прилагаются к ограниченным или фикси­рованным факторам производства во все возрастающем размере.

Вначале предельные издержки могут сокращаться (рис.6), что связано с эф­фектом масштаба, когда увеличение масштабов производства ведет к росту до­ходности.

Поведение кривых МС, АС и AVC подчиняется так называемому предельно-среднему правилу, в соответствии с которым предельные издержки будут равны средним издержкам в их минимальном значении. На графике это правило будет означать пересечение кривой МС, кривых АС и AVC в точке их минимума, т. е. равно min АС.

Рис. 6.

Если исходить из того, что фирма рассматривает сложившуюся рыночную цену Р как данную и приспосабливает к ней свое производство, то она будет стремиться производить столько продукции Qonm, чтобы цена равнялась предельным издерж­кам. Кривая предложения фирмы QS совпадет с линией предельных издержек, лежа­щих выше минимального уровня средних издержек.

При экономическом подходе, когда прибыль представляется разницей между вы­ручкой от реализации и издержками упущенных возможностей, фирма стремится максимизировать разницу между общим доходом и общими издержками. Однако надо учесть, что производство каждой дополнительной единицы продукции од­новременно увеличивает общие издержки на величину предельных издер­жек и повышает общую выручку на величину предельной выручки. Предельный доход или предельная выручка (MR) – это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции:

MR = где TR = P*Q

Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, при­быль уменьшается. Следовательно, первое условие максимизации прибыли: предельная выручка равна предельным издержкам: MR = МС.

Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем неограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.

В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы за­данной величиной. На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, принимает рыночную цену как данную; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса (рис. 7). Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величи­на средней выручки (дохода) также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каж­дая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыду­щая.


Рис. 7 а. Рис. 7 б.

Поэтому средний доход (AR=) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. В этом случае цена Р равна средней выручке AR и предельной выручке MR, что видно на рис. 7 б. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

Фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролиро­вать только один параметр — объем выпуска продукции. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене: MR = MC = P. Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Совместим на одном графике кривые выручки и издержек (рис.8). Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Речь идет о пересечении кривой пре­дельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек.

Рассмотрим случай, когда кривая MR пересекает кривую МС в точ­ках A и B (рис. 8 а). В точке A предельные издержки снижаются, следовательно, прибыль возрас­тает. Фирма будет увеличивать выпуск продукции до точки B. Это условие мак­симизации прибыли называется условием второго порядка.

Рис. 8.

Максимальная при­быль должна быть неотрицательной величиной, в противном случае (когда цена меньше средних издержек) фирма не будет выпускать данный товар, что видно на рис. 9. Рис. 9.

Рис. 10.

Однако, если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже сред­них общих издержек АС, фирма все же будет выпускать товар (рис. 10). Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоян­ных издержек (рассматривается непродолжительный период) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично тем самым обеспечивает средства, необходимые для возмещения постоянных издержек.

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. В более продолжительном периоде такое положение невозможно, некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. P = AC. Если уход фирм из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост цены приведет к превышению цены над средними издержками, оставшиеся фир­мы будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые фирмы. Приток новых фирм в отрасль обусловит увеличение предложения и снижение цены товара, прибыль фирм будет снижаться. Процесс притока новых фирм в отрасль прекращается, когда цена будет покрывать средние издержки. В условиях совершенной конкуренции в длительном периоде вход и выход фирм в отрасли определяется равенством цены величине минимальных средних издержек (гипотеза о нулевой, чистой экономической прибыли), т. е. P = MR = MC = ACmin.

Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость (breakeven) производства, то есть получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентирована на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную бухгалтерскую прибыль).

Рекомендуемая учебная литература

1. Курс микроэкономики. Учебник/ Р.М.Нуреев; -М.: Норма, 2009 – гл. 3, 5, 6.

2. Курс экономической теории. Учебник для вузов. М.Н.Чепурин, Б.А. Киселева, ред.-7-изд. перераб. и дополн. –Киров: АСА, 2010г. гл. 3, 6.

3. Основы современной экономики: Учебник для вузов. В.М. Козырев 3-е изд., перераб. и дополн. -М.; Финансы и статистика, 2005 г., раздел II., гл. 7, 8.

4. Экономика. Учебник. Булатов А. С. ред., 3-е издание перераб. и дополн. -М; Экономистъ, 2004г., гл. 6, 7, 9, 14-15.

5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.- М., 1992. т. 2., гл. 24.

6. Экономика Учебник. Архипов А.И., Большаков А.К., ред. 3-е издание перераб. и дополн. –М.; Проспект,2005г. – гл. 6, 7.

7. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Издание дополн. и исправл. -М.; Инфра-М, 2009г., гл.. 12, 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: