Модель AD-AS (совокупного спроса и совокупного предложения) это «переменно-ценовая модель», которая позволяет анализировать одновременные изменения реального внутреннего продукта и уровня цен.
Изменения одной или нескольких детерминант совокупного спроса изменяют спрос на реальный ВВП при каждом уровне цен, они смещают кривую совокупного спроса. Увеличение потребительских, инвестиционных расходов и чистого экспорта при постоянном уровне цен влечет за собой сдвиг графика совокупных расходов вверх, а кривой совокупного спроса вправо. Сокращение этих расходов приводит к противоположным результатам.
Кривая совокупного спроса показывает реальные объемы производства, которые экономика готова приобрести при различных уровнях цен. Нисходящий характер кривой совокупного спроса обусловлен эффектами богатства, процентной ставки и импортных закупок. Изменение уровня цен смещает график совокупных расходов благодаря этим эффектам. Кривая совокупного спроса строится на основе модели совокупных расходов, но с учетом изменяющегося уровня цен, такая модель позволяет судить о воздействии изменений уровня цен на кривую совокупных расходов и таким образом на уровень равновесного ВВП. Последствия роста совокупного спроса – сдвиг кривой совокупного спроса (AD) вправо. Последствия снижения совокупного спроса – сдвиг кривой AD влево.
|
|
Кривая совокупного предложения (AS) показывает реальные объемы производства, которые предпринимательский сектор готов произвести при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения состоит из трех отдельных отрезков: горизонтального, восходящего промежуточного и вертикального. Изменения одного из факторов предложения приводят к изменениям издержек производства на единицу продукции при любом объеме производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения. Форма кривой совокупного предложения зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции, а следовательно и с ценами, которые предприятия должны получить, при увеличении реального объема производства. На горизонтальном отрезке кривой высок (существенен) уровень безработицы и не загруженности мощностей, поэтому расширение производства не влечет за собой повышения издержек на единицу продукции. На промежуточном отрезке, когда в производстве появляются «узкие места» и используется менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции, а следовательно, и уровень цен повышаются по мере приближения производства к уровню полной занятости и превышения этого уровня. Вертикальный отрезок соответствует состоянию полной занятости. Повышение совокупного спроса: на горизонтальном отрезке увеличивает реальный объем производства и занятость, но не меняет уровня цен, на промежуточном отрезке увеличивает реальный объем производства, и уровень цен, на вертикальном отрезке повышает уровень цен, но не изменяет реальный объем производства. На промежуточном и вертикальном отрезках кривой совокупного предложения модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, что эффект мультипликатора ослабевает, потому что часть любого увеличения совокупного спроса «съедается» инфляцией.
|
|
Увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой совокупного предложения вправо) происходит вследствие снижения издержек производства на единицу продукции и приводит к возрастанию реального объема производства и, следовательно, к экономическому росту. Сокращение совокупного предложения (сдвиг кривой совокупного предложения влево) свидетельствует об увеличении издержек производства на единицу продукции и вызывает инфляцию издержек.
Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства определяются пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Увеличение совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках кривой совокупного предложения вызывает инфляцию спроса.
Рекомендуемая учебная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. гл. 3, 4, 11.
4. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. Издание дополн. и исправл. -М.: Инфра-М, 2009г., гл. 21-23.
5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.- М., 1995. т. 1., гл. 11, 21.
6. Экономика. Учебник. Булатов А. С. ред. -М; Экономистъ, 2008г., гл. 18, 25.
7. Основы современной экономики: Учебник для вузов. В.М. Козырев -4-е изд., перераб.и дополн. -М.; Финансы и статистика, 2008г., гл. 11.
8. Лисин В.С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Учебное пособие. –М.: Экономика, 2004., гл. 1, 2, 3, 5, 7.