Рассмотрим основные этапы формирования и развития науки управления.
1. Одной из первых теорий, связанных с менеджментом, была теория научного управления американского ученого Фридриха Тейлора, который разработал систему дифференциации трудовых процессов, теоретически и практически обосновал преимущества комплексного подхода в управлении производством. Сущность его теории заключается в жесткой регламентации трудовых процессов, в компетентном руководстве по основным функциям управления и в действенной системе материального стимулирования работников.
2. Значительный вклад в развитие теории научного управления внес французский исследователь Анри Файоль, сформировавший концепцию административного управления, в соответствии с которой общая административная функция управления должна обязательно складываться из предвидения, планирования, организацией, координацией и контроля деятельности управляемого подразделения. Идеи Файоля положены в основу линейной организационной структуры управления, которая нашла широкое применение в управлении предприятием и государственными структурами.
|
|
3. Немецкий социолог Макс Вебер далее разработал теорию идеальной бюрократической организации управления, основной чертой которой являются расчленение процессов управления на операции, выработка стандартов управления, соответствие должности квалификации работника.
4. В 30-х годах 20 века на капиталистических предприятиях получила распространение теория человеческих отношений, в соответствии с которой для высокой производительности труда недостаточно создать необходимую производственную среду и рационально организовать рабочее место и бесперебойно его обслуживать, а важно еще обеспечить благоприятный психологический климат в производственном коллективе, активизировать социальную мотивацию труда рабочих. Теория человеческих отношений предполагает учет психологических особенностей работников и разработку на этой основе комплекса мероприятий по сплочению производственного коллектива и улучшению психологического климата.
5. В настоящее время распространены и используются гибкие системы управления, ориентированные на структуру и потребности рынка. В их основу положено широкое использование методов моделирования, информационных систем, автоматизированных систем управления и ЭВМ.
Тема 2 «Функции менеджмента»
План:
1) Понятие функций менеджмента и их классификация;
2) Характеристика функций менеджмента;