Реальное удорожание и реальное удешевление валюты
Рост реального валютного курса называется реальным удешевлением национальной валюты, а снижение реального валютного курса – реальным удорожанием. Чем выше реальный валютный курс (т.е. чем выше номинальный валютный курс, чем выше уровень цен за рубежом и чем ниже уровень цен в данной стране), тем более конкурентоспособны товары данной страны.
Паритет покупательной способности, называемый «законом единой цены» или "законом гамбургера" означает, что товар должен продаваться в разных странах по одной и той же цене с учетом обменного курса (т.е. реальный валютный курс по определенному товару должен быть равен единице: e = 1). Так, если в США гамбургер стоит 1$, а валютный курс доллара к рублю составляет 28 руб. за 1$, то в России гамбургер должен стоить 28 рублей. Из формулы реального валютного курса
при условии, что e = 1, получаем формулу, отражающую принцип паритета покупательной способности:
P = e × PF
где PF – цена товара за рубежом (foreign price), выраженная в иностранной валюте, P – цена товара в данной стране, выраженная в национальной валюте, е – номинальный валютный курс, т.е. количество единиц национальной валюты, обмениваемое на одну единицу иностранной валюты.
|
|
Очевидно, что принцип паритета покупательной способности может поддерживаться только по торгуемым товарам, т.е. товарам, которые производят многие страны и которые широко представлены на мировых товарных рынках. Этот принцип неприменим к неторгуемым товарам и услугам.
Принцип паритета покупательной способности предполагает, что поскольку реальный валютный курс не меняется, то, если меняются цены на торгуемые товары либо в данной стране, либо за рубежом, должен измениться номинальный валютный курс.