Таблица 15
Проценты к уплате | Налог на прибыль | Чистая прибыль | Амортизационные отчисления |
Денежный поток | |||
Доход до выплаты процентов и налога на прибыль | |||
Доход до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль = = доход до выплаты процентов и налога на прибыль + амортизация |
Выделение в отчете о прибылях и убытках расходов по обслуживанию долга (стр. 070 «Проценты к уплате») позволяет рассчитывать полезный аналитический показатель – доход до выплаты процентов и налога на прибыль, который может быть получен из отчетности о финансовых результатах любым из двух способов (без учета финансовых результатов чрезвычайных событий):
доход до выплаты процентов и налогов = прибыль до налогообложения + проценты к уплате, или
доход до выплаты процентов и налогов = чистая прибыль + налог на прибыль + проценты к уплате.
2. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня:
- объема реализации продукции (VРП). Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли;
|
|
- структуры выручки (Уд). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится;
- себестоимости (С), которая находятся в обратно пропорциональной зависимости от величины прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот;
- уровня среднереализационных цен (Цi). При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Если цены на продукцию в отчетном периоде выросли по сравнению с базисным в среднем на 2,3 %, то необходимо рассчитать индекс цен с последующей корректировкой общей величины выручки от реализации.
Индекс цены (Iц) = (100+2,3)/100 = 1,023.
Выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна: Вц = В1/ Iц,
где Вц – выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1– выручка от реализации в отчетном периоде;
Iц – индекс цены.
1. Влияние фактора «выручка» на сумму прибыли от реализации можно рассчитать при помощи следующей формулы:
∆Пв = [(В1− В0)− ∆Вц ∗ Rпп ]/100
где ∆ Пв – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;
В1 и В0 – выручка от реализации в отчетном и базисном периодах,
|
|
∆Вц= В1– Вц;
Rпр – рентабельность продаж в базисном периоде.
2. Влияние фактора «Цена» определяется следующим расчетом:
∆П (ц) = (∆Вц ∗ Rппр) 100
3. Фактор «Себестоимость реализации» определяется следующим образом:
∆П(с)= [В1(УС1−УС0)]/100
где УС1 и УС0 – уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»:
∆П(кр)= [В1(Укр1−Укр0)] 100
Укр1 и Укр0 – уровни коммерческих расходов отчетного и прошлого года в выручке от реализации.
5. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»:
∆П(ур)= [В1(Уур1−Уур0)] 100
Уур1 и Уур0 – управленческие расходы отчетного и прошлого года в выручке
от реализации.