Виды трудовой деятельности (трудовые процессы)

Виды труда и трудовой потенциал персонала

Понятие структуры персонала и ее виды

Структура персонала организации

Персонал предприятия представляет собой совокупность ра­ботников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, которая направлена на полу­чение прибыли или дохода и удовлетворение своих материаль­ных потребностей.

Основными характеристиками персонала организации явля­ются: численность и структура.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, ав­томатизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нор­мативную (плановую) величину. Более объективно персонал ха­рактеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организа­ции в данный момент.

Структура персонала организации — это совокупность отдель­ных групп работников, объединенных по какому-либо признаку, и может быть статисти-ческой и аналитической.

Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструк­торских подразделениях, аппарате управления, занятые создани­ем продукции, услуг или осуществляющих обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). В свою очередь, все они подразделяются на категории: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих.

Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по профессии, квалификации, образованию, полу, возрасту, стажу работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников, например «занятые тяжелым тру­дом с помощью простейших приспособлений и без них», «заня­тые на обрабатывающих центрах» и т.д.

Компоненты трудового потенциала человека

Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и гра­ницы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совер­шенствоваться в процессе труда.

Основными компонентами трудового потенциала работника являются:

психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности че­ловека, тип нервной системы и др.;

социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;

квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессиона­лизм;

личностная составляющая: отношение к труду, дисциплини­рованность, активность, ценностные ориентации, мотивирован­ность, нравственность и др.

Трудовой потенциал работника может увеличиваться и уменьшения. На практи­ке применяются следующие методы измерения трудового потен­циала.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени — это объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом ра­ботников, при этом отсутствует оценка качественной стороны трудового потенциала.

Управление трудовым потенциалом организации должно бази­роваться на следующих принципах:

= соответствие характеру, объему и сложности выполняемых функций и видов работ;

= зависимость отматери­ально-вещественных факторов производства;

= эффективное использование трудового потенциала;

= создание условий для развития и служебного продвижения персонала.

Менеджер или руководитель в любой организации выполняет несколько важ­ных функций управления: во-первых, выступает в качестве орга­низатора, формирующего трудовые отношения сотрудников внутри фирмы и за ее пределами; во-вторых, разрабатывает основные цели и задачи стратегического и тактического разви­тия организации и обеспечивает их практическое осуществление; в-третьих, прини­мает решения по всем видам работы.

Современный руководитель долже­н обладать следующими слагаемыми трудового потенциала:

* личностными целями, качествами и ценностями;

* навыками решать предстоящие проблемы;

* изобретательностью и способностью к инновациям;

* высокой способностью влиять на окружающих;

* знанием современных управленческих подходов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: