Философия как вид бытия

Фундаментальные философские категории

Язык философии

Язык философии рассматривается в контекстные проблематики философии языка и перерастает из частного вопроса о языке в вопросе соотносимый с философской системой знаний. Философская мысль – весит ровно столько, сколько весит философское слово.

Язык философии – это феномен объединяющий слово и мысль на антологической основе. Философия языка показывает степень подготовки в постановке вопроса о языке философии и степень разработанности проблем языка. Философия оперирует только категориями.

Понятие – одна из логических форм мышления, образ реальности её замещающий. Понятие имеет своё содержание и объём.

Содержание – совокупность признаков, принадлежащая отражаемой реальности.

Объём – совокупность явлений, которым принадлежат все эти признаки.

Категории – предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи бытия в мире. Форма и организующая принцип мышления.

Единичная – философская категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной его определённости.

Общая – философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов, закономерная форма их взаимосвязи в составе целого.

Сущность и явления – философские категории, отражающие определённость бытия в мире и его познания.

Сущность – внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм и проявлений бытия.

Явление – обнаружение исследуемого объекта через внешние формы его существования.

Элементы и структура – философские категории, отражающие обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы есть слагаемые, обеспечивающие целое, вступают друг с другом в отношения, а структура – это определённый не случайный способ связи элементов в систему.

Система – философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.

Причина и следствие – философские категории, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление – действие, которое влечёт следствие.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие различные уровни и связи этого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемый содержанием объекта, то случайность определяется внешними, преходящими связями.

Возможность и действительность – это философские категории, характеризующие 2 основные ступени исследуемого объекта, где действительность – наличие реального единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые она таит в себе.

Часть и целое – философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его познания от нерасчленённого представления о целом с переходом к анализу. Расчленение целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме корректного целого.

Понятие категорий уходит в классическую немецкую философию. Гегель, например. А он на Аристотеля ссылался.

Лекция №1

Античная философия

Причины возникновения и закономерность развития философии.

Проблемы субстанции и бытия диалектики в античной философии.

Проблема человека и социального устройства в Древнегреческой философии.

Во-первых такой раздел даёт знание генезиса. Он позволяет понять откуда взялась философия и суть философских проблем. Они имеют вечный характер. Вечно изменяющийся характер. Суть бытия, откуда пошёл мир. Эти вопросы ставятся всегда пред людьми. Что есть свобода? Процесс познания ограничен или нет?

Через историко-философские проблемы можем понять развитие науки, суть научных проблем. Не случайно в Древней Греции был сформирован принцип Философия – Наука – Наука. И через историю философию мы можем понять суть эпохи. Философия – универсальная отмычка, ступень в нашем культурном развитии.

Каким закономерностям подчиняется философия?

Прежде всего любая философская школа имеет закономерность отражать специфику эпохи которую отражает.

1) Развитие философии в конечном счете обусловлено спецификой социального бытия, и в первую очередь спецификой социально-экономической жизни общества.

2) Развитие философии в значительной степени зависит о расстановки основных социальных сил. От степени совпадения или противоречия между элементами социально-классовых структур. Философия с самого первого дня возникновения носила оттенок классовых структур.

3) Развитие философии зависело от специфики мысли и бытия различных народов. Многонациональность общества, социально-культурных отношений влияла на культурные взгляды.

Различают евро-центристский и азиа-центристские подходы. Последнее – восточно-философская школа. Мы же уделим внимание большее первому в виду недостатка времени. Удивительный феномен. Современное общество продолжает исповедовать взгляды человека жившего тысячи лет назад(речь о Конфуции). Восточная традиция, соединенная с религией восточных народов. В Европе чётко можно разграничить философию и религию. В восточных настолько они сильно слиты. У индусов и китайцев особенно сильно.

Связь философии с научными знаниями тесная и постоянная. Связь эта то ослабевала, то усиливалась, но в широком смысле связь на лицо.

Относительная самостоятельность развития философии по отношению к другим областям жизни народов. Не всегда периоды всплесков философской жизни совпадали с например экономической жизнью. Иногда одни стоят, другие развиваются. Философия имеет внутреннюю логику своего развития.

Преемственность в развитии философии. Это вообще любой науке свойственно. Традиции и инновации. В философии есть традиция преемственности. Инновация заключается в рассмотрении старых проблем под новыми углами зрения.

Борьба на протяжении всей истории философии – материализма и идеализма. По вопросам первичности/вторичности.

Вторая закономерность – борьба двух методов диалектического и метафизического. Разъяснение позже.

Третья закономерность – плюрализм. Заключается в наличии множества школ, течений, направлений, учений в развитии философии.

Из этого факта некоторые делают вывод, что у философии нет единого начала, а значит она не даёт истины. Но это лишь с точки зрения формальной логики, которая является законом о правильном мышлении. Не может быть одновременно истинными два противоположенных суждения. И способна ли философия давать истину? И тогда возникает вопрос. Философия – это наука или религия? Есть позиции определяющие научность философии – она реалистична и практична. Но с другой стороны исходные философские положения нельзя доказать окончательно. В математике такие тоже есть. И никто их не доказал и никто их не опроверг. Мы принимаем эти знания как аксиоматические. Так же никто не доказал первичность материального начала. Эти краеугольные положения нужно или брать или не брать. Возникновение жизни пытаются доказать. А кто-то сформулировал концепции концевратного(?) происхождения – из неживой в живую материю. Так что не всё практическим путем можно доказать.

В этом плане философия очень близка математике. Можно ли представить математическую бесконечность. Это же виртуальное понятие. Математики хитрецы! Гильберт назвал математическую бесконечность дурной вещью.

Плюрализм выражает то, что поиск истины выражается в разных точках. И в химии, и в биологии, и в математике есть борьба. Плюрализм – неотъемлемая черта любой научной мысли.

Плюрализм философии вытекает из разнообразности мира и форм жизни. Раньше говорили: есть позиции материализма. Маркс был сторонником материализма. «Всесильность материализма доказана, потому что она верна» проверь точную цитату.

Почему же тогда крупнейшие математики и физики поднимались до уровня философских проблем? Здесь можно привести пример философского характера вопросов о конечности Вселенной, о её возникновении. Как возникла вселенная? Чёрная дыра? Куда там проваливается?

Ну может всё таки есть какое то духовное начало которое создало все это многообразие?

Эти вопросы возникают только у человека размышляющего. Человеку, который не размышляет над этими проблемами, живется легче, проще. Но в жизни образ мысли меняется. Это нормально. Человек меняется.

Итак. Перейдём собственно к античной философии.

Зародилась в Древней Греции в VI-V-IV веках до нашей эры. Почем она возникла? Есть несколько предпосылок возникновения философии.

Первая из них - разделение труда на умственный и физический. Оно позволило отдельным людям не заниматься только добыванием средств к существованию, а ещё и реализовывать себя в сфере духовной деятельности.

Вторая - неудовлетворённость мифологическим объяснениям процессов происходящих в природе и обществе. То есть кризис мифологического мировоззрения. Мифология отвечала на вопрос «почему» происходят те или иные события. Аполлон проехал на колеснице и Солнце покатилось вместе с ним по небосклону. Но на вопросы «как» она не отвечала. Каков механизм возникновения войны, грозы и т.д.? В самой жизни есть обстоятельства происходящего вокруг. Что лежит в основе происходящего вокруг? Мифы конечно красивы. И в каждом мифе отражена какая-то реальная сторона. Каждый миф имеет предпосылку. Он не высосан из пальца, но недостаточен для полного объяснения. В Африке может им и хорошо, но нам не достаточно.

Отсюда следующая важная проблема – поиск субстанции. Поиск первоосновы мира. В объяснении субстанции первенствовал натуралистический подход (натурофилософский). Представители Милетской школы начиная с её родоначальника Фалеса искали это начало в явлениях окружающей природы. Фалес полагает, что высшее вечное начало всего – есть вода. Анаксимандр – основа всего воздух. Гераклит признавал основой всего огонь. Мировоспламенюящим и миронеугасающим. Различные другие течения исходили из того, что мир – есть комбинация разных первоначал. Огонь, вода, воздух, земля. Эти четыре первоначала и являются источником бытия.

Следующий шаг в развитии представления о субстанции был сделан Демокритом. Он сделал вывод, что всё состоит из атомов. Атом – мельчайшая неделимая частица вещества(в переводе с др.греч). По Демокриту атомы различаются между собой по весу, по форме, по характеру сцепления друг с другом. Он различал атомы души и атомы тела. Чем замечателен подход? Он уже ищет первоначала не в каких-то чувственных природных явлениях, а в том, что нельзя почувствовать. Это конечно была всего лишь догадка, но она обогнала практическое открытие на 2к лет. Самое главное, что он логически показал это. Замечательный прорыв в философской мысли.

Следующая важная мысль – идея космизма в древнегреческой философии. Термин космос родился в Древней Греции как название всего огромного мироздания. И для нас это важно именно в том отношении, что греки утверждали: «Человек – это тоже часть космоса и он связан с космосом. И человек есть микрокосмос. Человек есть порождение космоса и реализация космоса. Он мыслит себя не отдельно от космоса». Конечно человек тогда сильно зависел от природы. И это сильно толкало на эти мысли. В последствие через много веков у русских философов XIX века эта идея будет воспроизведена. Об этом позже.

Возник дальше следующий вопрос. Есть субстанция. А есть ли то, чем мы можем определить то многообразие, какое лежит мире? Как его объединить? Как его схватить? Возникает проблема Бытия. Это Илиадская школа. Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан. Выделили идею Бытия как объединяющего начала. «Общее то, что всё это существует», – Парменид. А как охватить это единство в многообразии? И Парменид а затем и Платон решили, что охватить всё это многообразие человек может в своей мысли. Почему родился образ кентавра в древнегреческой мифологии? А потому что человек мыслью соединил коня и мужчину. Вывод – единство мира в мышлении человека. В реальности предметы не связаны. Но силой мысли человек может их объединить.

Положения.

1) Объединяющее начало всего многообразия – Бытие. Это существование многообразия может быть охвачено только человеческой мыслью. Только человеческим разумом. Чувственный опыт даёт человеку понимание множественности, разобщённости событий. А силой мышления человек может соединять, объединять это многообразие. Стало быть Бытие - это то, что можно понять только разумом. Парменид выдвинул афоризм: «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Таким образом стирается грань между идеальным и материальным.

_____________________________________________________________________________________

Про семинары:

Семинар номер 3. Социокультурные предпосылки остаётся. Философские воззрения Древней Индии и Древнего Китая исключаются. Следующая тема остаётся. Третий вопрос – проблема субстанции, бытия, диалектики древнегреческой философии остаётся. Но дополняется.

Философия Платона. Проект идеального государства Платона.

Аристотель.

Проблема человека и социальные проблемы в древнегреческой философии. Сократ, Эпикур.

Основные направления и школы древнегреческой философии.

Разряд тем для докладов. Интересны про метод Сократа. Про Платона тоже отдельное выступление. Аристотель, проблема человека. Эти темы могут быть предметами отдельного выступления.

Лекция №2 7.10.2011

В течение недели мы должны осуществить индивидуальный выбор из 30ти тем курсовых работ. Если есть индивидуальный выбор, то предварительно нужно оговорить. Через неделю старосты групп дают списки студентов, которые выбрали определённые темы. Время предоставления реферата. До нового года отчитаться. Крайний срок – 15 декабря. Иначе просто не будет времени проверить все работы. Требования к реферату. Образец титульного листа будет предоставлен. Вторая страница: оглавление, введение, основная часть(2 вопроса, больше не надо) и заключение с выводами, литература, которая была использована и которая нашла отражение в реферате. Можно делать черту внизу страницы и там ссылки на книги, работы и страницы. С изданиями естественно.

Объём реферата. 20-24 страницы. 14ым шрифтом. 1.5-2 интервала.

На проблеме Бытия остановились в прошлый раз. Трактовка бытия возникает, как стремление охватить целиком и полностью всё, что человек в своём сознании присоединяет и осмысливает в этом и мире. Сначала ищем первооснову (вода, огонь и т.д.). Нашли, договорились о том какая же она. Как теперь всё это многообразие объединить? Что едино для всего того многообразия? Это и есть стремление объединить мир.

Бытие – мысль о том, что всё многообразие окружающих нас предметов – существует. Бытие выражает факт существования живого и неживого, материального и духовного. Реально ли оно в нашем сознании. Если реально, то это материальное бытие. А наши мысли, идеи и прочее существуют, но в форме идеального бытия. Они составляют основу и природу субъективного бытия. Категория бытия – предельно широкая категория.

Чем же можем мы охватить? Обратимся к Пармениду и Платону. Реальное бытие заключается в человеческом мышлении, поскольку только мыслью мы можем охватить всё бесконечное многообразие вещей и соединить в сознании своём то, что реально несоединимо. Подлинное бытие - это мыслительная деятельность человека. Но что же? Получается отказ от объективного бытия? В этом и есть ущербность трактовки бытия. Есть ведь объективная трактовка бытия. А наши мысли и чувства – субъективная часть бытия.

Следующая проблема – проблема атомизма, сформулированная Демокритом. В конце V века до н.э. анализируя бытие указывал на то, что основу бытия составляют атомы. Между атомами - пустота. А пустота – это небытие. Атомы движутся. Они образуют многообразие тел. Они недоступны нашим ощущениям. Их можно только осмыслить. Их невозможно ощущать физически, но из них всё создано. Получается, что они есть только в мышлении, но это ошибка. Мы же знаем что они существуют. Они материальны и все тела из низ состоят. Движение атомов вечно. И непреходящее.

Учение Демокрита - умозрительная догадка, но она обогнала время своего научного доказательства на 2000 лет. В философии принято считать Демокрита родоначальником философского направления материализма.

Идеалистическая трактовка бытия наиболее полно представлена учеником Сократа – Платоном. Сократ не вёл письменных записей, а потому не оставил никакого письменного наследия. Всё, что мы знаем о Сократе, мы знаем от Платона – его ученика. Но Платон превзошёл своего учителя. Он произошёл из знатной греческой семьи. V-IV веке до н.э. Он считается родоначальником объективного идеализма. Первое положение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: