Об идеальном государстве

Учение Платона вечных идеях.

Платон удваивает мир на мир идей, или, как он говорит, общих понятий, и мир вещей – мир чувственный и телесный. Мир идей первичен и вечен согласно Платону. Он бесконечен. Постигается разумом человека. Идеи являются всегда себе тождественными(т.е. не меняются).

Мир вещей временен в своем существовании. Он тоже движется. Он может быть постигаем чувствами, нашими ощущениями. А идеи чувствами не постигаются. Материальный мир делим. Он способен к превращениям, к развитию. Встает вопрос. На чем базируется такая идея Платона? Рассуждения довольно просто строятся. Огрубленный пример:

Есть дерево. Вечно ли оно будет существовать? Нет. Рано или поздно его срубят, оно умрёт и сгниёт. И оно перестанет существовать. Но понятие дерева останется. Оно(понятие) вечно. Исходя из этого он говорил: «Мир идей вечен, самостоятельно существует независимо от мира вещей». А где же они существуют? А это отдельный мир. И не в голове человека. А в отдельном мире. И этот мир – Бог. (И это при многобожии!!!) А кто такой Бог вообще? Платон чувствует что нужно искать какое-то начало. Дионисий не Бог Богов. Зевс не Бог Богов. Нужна абстрактная идея. Он не детализируется. Он выше всего. Не имеет канонического изображения. Платон ищет какое-то духовное начало и строит свои речи соответствующим образом. А как человек становится носителем этих идей? А эти идеи внутренне присущи человеку. И человек, сталкиваясь с ними, припоминает их. Постепенно впитывает их человек. Он получает эти понятия от людей. Но Платон деликатно уходит от этого вопроса.

Вклад:

Платон явился родоначальником объективного идеализма. Объективного, потому что эти идеи существуют независимо от человека.

Следующий видный философ, родоначальник диалектики – Гераклит. Первый представил мир в бесконечном движении и бесконечном течении. «Все течет все изменяется». Пантереги(?). Мир был есть и будет вечным огнем, мирами изменяющимися и мерами неугасающими.

Важное философское направление ответившее на вопрос об изменчивости мира. В условиях достаточно статичной внешней действительности (существуют города и жизнь в низ неизменчива и статична).

Слово диалектика родилось похоже – оно принадлежит Сократу. Диалектика – искусство спора. Люди выходили на площадь и устраивали устный спор. Потом понятие диалектики изменило своё понятие и теперь это учение о развитии. И Пифагору, и Фалесу, и Демокриту присущи диалектические идеи.

Следующая проблема – это проблема человека и социальные проблемы в Древне Греции. Характеризуя предмет, философии мы говорим, что основным содержанием философии – учение о человеке.

Это учение о человеке было представлено в разных вариантах.

1) Проблема познавательных возможностей человека и его место в мире.

2) Это проблема соотношения материального и духовного в человеке. Соотношение души и тела.

3) Вопросы социального устройства общества.

4) Зарождающиеся этические проблемы. Этика – учение о добродетели.

В чём суть этих положений? Протогор сформулировал одно важное положение. «Человек есть мера всех вещей. Существующих, поскольку они существуют и несуществующих, поскольку они не существуют.» В этом афоризме выражены две идеи. Обычно первую идею вспоминают. До точки. Человек – есть высшая ценность. Сам по себе. И ценность всех остальных вещей определяется их значимостью для человека. Очень хорошая гуманистическая трактовка. А вот дальше с продолжением фразы нужно поспорить. Да тут явный субъективный идеализм! Существование вещей он ставит в зависимость от человека. То есть, если вещь мне не важна, то она не существует. Человек поставлен в центр мироздания. Это и есть позиция субъективного идеализма.

Второй аспект. Проблема познавательных возможностей человека. Человека всегда интересовала граница его познания. И вообще, какого направление этого познания. Это очень важно. Есть философы: направленность познания человека должна идти на окружающий мир, на природу и общество. Это одно направление. Второе направление – познание Бога. В себе, вне себя. Это направленность познания характерна для религий. И третье – рефлексия. Т.е. самопознание. Сократ её четко и ёмко сформулировал: «Познай самого себя». Это действительно философская проблема. Познай свои возможности, научись управлять собой. Познай, добр ты или зол. Что есть добродетель, а что есть зло?

Третье направление. Это понимание человека с позиции добра и зла. Т.е. это первые этические проблемы. Представители древнегреческой этики были Сократ, Эпикур и римский Марк Аврелий и Лукреций Кар. О природе вещей. Взять эту тему. Было бы неплохо. Что есть добро. В чем есть смысл жизни. Эпикур стремление получать удовольствие и избегать неприятностей. Позицией гедонизма название получило такая штука. А что под удовольствиями он понимал? Эпикур высший смысл бытия видел в состоянии атараксии – высшая степень духовного блаженства. Уравновешенности страстей. Получения духовного наслаждения. Для Эпикура духовное выше материальных плотских наслаждений. Сократ и Платон – высшая добродетель – мудрость, знание. И дальше рассуждения. Человек мудрый, знающий никогда не совершит дурного поступка. Все дурные поступки по незнанию, недопонимаю они совершают. Мудрый человек ведет себя обществе нравственно. Но то, что мудрость – гарант от совершения плохих поступков ой не факт. Не всегда интеллект с высокой нравственной позицией связан. Аристотель искал добродетель в серединах. Есть жадность и расточительность. И то и то плохо. Должно быть что-то среднее. Бойтесь крайностей. Гегель: крайности сходятся. Если нужно дискредитировать какую-нибудь хорошую идею, то нужно её раздуть до абсурда и она начнет работать против себя.

К разряду социальных проблем относится учение о справедливом устройстве обществе. В трудах Платона в учении об идеальном государстве и во взглядах Аристотеля на общественное устройство. Подробно не будем рассматривать. Очень интересный материал. Стоит сравнить с сегодняшнем положением. Для чего нужно государство? Что бы организовать человеческую жизнь. Один себя сам всем не обеспечит, значит нужно государство. Вопрос. Чьи интересы первичные? Государства или человека? Платон говорит, что интересы государства первичные. Личность полностью себя должна подчинить государству. Социально классовая структура состоит из 3х слоёв.

1) Правители философы. Мудрость – их добродетель.

2) Воины. Мужество – их добродетель.

3) Рядовые граждане. Послушание – их добродетель.

А рабам у Платона места нет среди людей. Рабы по Платону это на уровне животных. Вот проявляется классовая позиция. Будь Платон из рабов, он бы такого не написал. Психология рабовладельца довлеет над ним.

Но есть ещё одно важное положение. Собственность неприкосновенна. Собственностью не должны быть обременены стоящие во главе государства люди. Если они будут иметь собственность, то будут думать о себе. Воины тоже не должны иметь собственность. Они должны думать о защите государства.

А в нашем обществе. В высшем обществе «бедняки» сидят. Вояки и в правда без собственности. Относительных других граждан справедливо.

Как должен жить человек? Государство берет на себя функции. Его священная функция - служить людям. Обучать людей, лечить людей, отбирать умных и глупых, хилых и сильных. Жестоко поступали, но во имя генофонда. Воспитание на себ берет госво. Детей изымаются из семей. Дети в интернатах воспитываются. А родители должны заниматься трудовой деятельностью.

Первая идея об организации общества.

Наконец последняя видная фигура древнегреческой философии. Как назвал его Энгельс: «Универсальная голова Греции». Аристотель. Очень много сделал для развития философии. Первая философия Аристотеля была позднее названа метафизикой. Откуда взялось это слово? Руководитель александрийской библиотеки - Андроникос сначала поставил книги по естествознанию – физика. А потом поставил философию - метафизику. Т.е. после физики. Философия и метафизика – синонимы.

В основе - учение о бытие:

1) Материя. Она инертна. Она существует объективно. Она вечна. Она сотворима и неуничтожима, не возникает из ничего, не увеличивается и не уменьш. Она пассивна, не способна к саморазвитию. Бесформенная материя представляет из себя небытие. Она из 5 первоэлементов состоит: воздух, вода, земля, огонь, эфир – небесная субстанция.

2) Форма. Учение формы. Это сущность, причина становления и многообразия всех вещей. Именно форма взаимодействия на инертную материю создает все разнообразие вещей. Т.е. форма - перводвигатель, организатор. Форма – многообразие. Высшая форма – Бог. Идет вслед за Платоном. Бог – есть форма форм. Всегда все ученые ищут проклятое первоначало.

3) Цель. Именно цель – то, ради чего создается и формируется что-то такое. Является еще одним движущим началом. Все существующее существует ради чего-то. Имеет целеназначение, целеполагание.

4) Человек и выступает творческим началом. Он придаёт предметам определённые формы. Человек не вынесен за пределы бытия, а введен в его состав в виде активной действующей силы.

Как объективный, подвижный мир он рассматривал, где есть не только место Богу, но и человеку.

Аристотель создал науку – формальная логика. В области форм логики он сформулировал первые три закона. Закон тождества, противоречия и исключения третьего. Позже четвертый – закон достаточного основания Лейбниц добавил. Закон о силлогизме, как о логической форме. Учение о дедукции Аристотель создал. Всё это он создал.

Помимо логики разработал об этических категориях. Был первым мыслителем, кто сформулировал закон золотой середине – выше упоминалось.

Обращаясь к человеку, он говорил, что есть 2 начала: биологическое и общественное. С самого рождения ребенок в обществе развивается. Он является продуктом общественного развития. Жизнь человека вне общества не возможна. Государство тоже продукт и высшая форма общения. Человек по своей природе – существо политическое. Т.е. Аристотель первым создал всестороннюю философию. У него есть учение о формах правления. И Платон и Аристотель не очень сильно ценили демократию. Демократия тогда публично воспринималась. Власть народа со власть толпы они отождествляли. Такая власть не нужна. Они не были очарованы демократией. Она дезорганизует общество. Они понимали её буквально.

Важным положением в учении Аристотеля была критика Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Против платоновской теории идей он так выразился. Против платоновского мира идей. Аристотель поставил вопрос. Человек живет в мире идей. Но откуда они взялись? Ссылка на Бога сугубо умозрительно. Несостоятельно! Мир идей – порождение человека. Человек создал эти понятия. Он облекал туманные мысли в мир понятий. А всякое понятие – отрыв. Иной раз эти понятия образуется интересно. Вот есть снег. У чукчи такого понятия нет. У них есть разные слова для выражения разнокачественного понятия снега. Снег лежит – одно, идёт – другое, и т.д. Потому что это значимо для них. В своём общении они употребляют их. Сама жизнь заставила их. Не Бог сказал им называть так или иначе снега. С помощью понятий человек стал обмениваться собственными мыслями. Мир понятий порожден человеческим сознанием. Это длительный процесс. А мир понятий Платона – надуманная теория.

Какая же значимость древнегреческой философии:

1) В античной философии были сформулированы Важнейшие философские проблемы. А именно. Субстанции, бытия, развитие, нравственные проблемы, проблема границ познавательных возможностей, место человека в мире. Социального устройства. Смысла жизни. И ряд других.

2) Именно Древней Греции возникли и сформировались два основных направления в развитии философии. Материализм в лице Демокрита и объективный идеализм в лице Платона.

3) Древнегреческая философия не едина и не однозначна. В ней сформировано и существует множество философских школ и направлений. Милесткая, Илиадская, такие направления, как стоицизм, скептицизм, учение киников, пифагорейцев, эпикурейцев, софистов, и другие важные философские школы. В Древней Греции закладывается много качественность философского мышления.

Но эти проблемы поставлены, но не решены. Оттого они и философские, что бесконечны в своём существовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: