Эти особенности наряду с преимуществами относительно снижения затрат, повышения гибкости поставок и учета рыночных требований вызвали ряд новых проблем:
-принятие решений менедж-ми, которых называют фокусной компанией организации, что вызывает повышение рисков в следствии конкуренции между ними и с внешней средой.
-увеличение зависимости от поставщиков и клиентов.
-появление новых видов затрат ЦП не может быть эффективными, если рассматривать их с прежних позиций планирования и оперативного управления логистикой и производством, когда к предприятию цепи изолированно планирует свои потребности продаж. Оптимизация ЦП может быть проведена с использованием системного подхода. К планированию и управлению потоками информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятие и склады до поставщиков сырья.
Тема 2: Структура ЦП.
Участники ЦП называются звеньями. Звено ЦП - это экономически или функционально обособленный объект, выполняющий определенную функцию в ЦП. В качестве звеньев ЦП могут выступать:
|
|
- предприятия - поставщики
-производственные предприятия и их подразделения
- посреднические организации
ЗЦ могут быть 3х основных типов:
- генерирующие МП и ИП (пост.)
- преобразующие потоки (производ.)
-поглощающие потоки (потреб.)
В ЗЦП потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, интенсивность, параметры и т.д.
Выделение звена ЦП связана с наличием в организац. структуре управления функц. обособленных подразделений, а также партнеров и контрагентов в деятельности компании. Партнеры и контрагенты образуют 3 стороны в логистической фирме, которые формируют логист. цепь называют центральной (фокусной) компанией. Для предприятия эти 3 стороны следующие: поставщики мат. ресурсов или ГП.
В понятии 1 и 2 сторона могут входить поставщики и потребители разных уровней, до поставщиков сырья и конечных потребителей. Посредников в ЦП можно разделить на логистических, институциональных и прочих.
К логистическим относят: фирмы, оказывающие логистические услуги на принципах аутсорсинга для фокусной компании ЦП: транспортные, экспедиционные, грузовые терминалы и терминальные комплексы, склады общего пользования и коммерческие грузовые распределительные центры, стивидорные компании и сюрвейеры.
К инстит. посредникам: таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования.
К прочим (информационным и фин.): банки. компании информационного сервиса, рекламные компании.
Каждое звено ЦП включает свои элементы, которые в совокупности образуют инфраструктуру логистики:
|
|
-транспортные средства
-склады
-средства связи и управления
Если рассматривать МП с точки зрения какой-либо организации, то виды деятельности выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию называют предыдущими видами деятельности, а те которые осуществляются после выхода материалов из организации называют последующими. Предыдущие виды деятельности распр-я по уровню поставщиков. поставщик отправляющий материалы непосредственно в организацию - поставщики 1 уровня. Поставщики отправляющие материалы поставщику 1 ур. - поставщики 2 уровня, и т.д. пока не придем к первоначальному источнику материалов.
Потребители послед. виды деятельности распространяются по уровню потребителей, потребители получающие продукцию непосредственно после операций выполненных организацией называются потребителями 1 уровня.
На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию различным потребителям, поэтому проходя через различные уровни поставщиков и даже по разным ЦП различные материал встречаются в организации, проходят через нее и на выходе появляются продукты, которые перемещаясь через разные уровни потребителей снова расходятся. У каждого продукта своя собственная ЦП, поэтому общее число различных конфигураций этих цепей ограничено. Отдельные ЦП соединяются с другими, чтобы удовлетворить запросы самых разных типов потребностей, образуя сети поставок (товаропроводящие цепи).