Современная концепция управления персоналом
1.Представление о роли персонала: Персонал – человеческий капитал, ресурс. Расходы на персонал приравниваются к инвестициям, они окупаются.
2.Идеальный персонал: персонал – это автономная конкурирующая общность.
3.Идеальный рядовой сотрудник: компетентность, профессионализм, инициативность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, преданность организации, коммуникативные навыки.
4.Идеальный руководитель: профессионализм – умение создать эффективную команду, преданность вышестоящему руководству.
5.Отношения между руководителем и подчиненными: Руководитель – более опытный коллега. Руководитель учитывает мнение подчиненных. Руководитель отказывает полностью от наказаний и использует только поощрения.
6.Отношения между сотрудниками: участники добровольной команды. Основа общения – общие интересы.
7.Роль организации в жизни сотрудника: организация – это место, где зарабатываются деньги, опыт и делается карьера.
|
|
8.Субъект УП: персоналом управляют специалисты – кадровая служба и линейные руководители.
9.Цели УП: Эффективное использование человеческих ресурсов для повышения эффективности производства.
10.Средства УП: комплексные (акцент – на экономические).
11.Субсистемы УП: система УП централизована.
12.Статус системы УП: высокий статус, работать в СУП престижно.
Закономерности управления персоналом – это объективно существующая необходимая связь явлений, связанных с управлением персоналом и взаимоотношениями между людьми.
Закономерности:
1.Системность формирования системы управления персоналом (учет всех взаимосвязей внутри СУПа, между ее элементами, между СУПом и внешней средой, а также между СУПом и производственной средой).
2.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом (изменяется с развитием организации).
3.Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов СУПа.
4.Пропорциональность производства и управления. Нормальная пропорция: 1 к 100.
5.Необходимое разнообразие СУПа. СУП должна быть идентична производственной системе (похожий уровень сложности).
6.Изменение состава и содержания функций УП с развитием организации.
7.Минимизация числа ступеней УП.
Все закономерности взаимодействуют, влияют друг на друга.
Существуют также закономерности, определяющие взаимоотношения, взаимодействие людей:
1.Стереотипизация. Выполняют функцию экономии времени и энергии.
2.Эффект ореола. Предварительные знания о человеке накладывают отпечаток на общение.
3.Эффект первого впечатления.
|
|
4.Искажение информации с увеличением числа передающих («испорченный телефон»).
5.Неоднозначность понимания (слова имеют разный смысл для разных людей).
6.Проекции – приписывание другим своих мыслей, чувств и причин поведения.
7.Объяснение успехов и неудач (своих и др.людей).
и т.д.
Закономерности действуют объективно.
Помимо закономерностей, процесс УП опирается также еще и на принципы управления персоналом (ПУП)
ПУП – это правила, основные положения и нормы, которым должен следовать руководитель и специалисты в процессе управления персоналом.
ПУП объективны.
Традиционно утвердившиеся ПУП:
1.Принцип научности – опора на свежие научные данные и сведения
2.Принцип плановости – УП не должно осуществляться стихийно и иррационально, необходима разработка плана УП.
3.Принцип единства распорядительства (единоначалие) – есть 1 руководитель, который несет ответственность и вправе требовать подчинения. Каждый подчиненный должен иметь только одного начальника.
4.Принцип контроля исполнения решений. Все решения должны контролироваться до их окончания.
5.Принцип коллегиальности – решения нужно принимать, опираясь на обсуждения, нельзя принимать решения единолично, только с учетом общего мнения.
6.Принцип отбора, подбора и расстановки кадров.
И др.