Процесс миграции рабочей силы рассматривают с двух сторон.
Импорт рабочей силы (иммиграция) – использование данной страной иностранной рабочей силы.
Экспорт рабочей силы (эмиграция) – предоставление данной страной своей национальной рабочей силы другим странам.
Рассмотрим экономические особенности этих процессов:
Импорт рабочей силы производит следующее воздействие на экономику принимающей страны:
– использование иностранных работников приводит к более низким
издержкам и к повышению конкурентоспособности страны (в Германии почасовая ставка национальных работников – 17 евро, а иностранцев – 2-3 евро);
– производя стоимость в стране пребывания, иммигранты сами пот-
ребляют товары и услуги, оказывая тем самым мультипликационный эффект стимулируя дополнительную занятость;
– экономятся средства на обучение специалистов;
– происходит повышение эластичности рынка труда, в результате использования труда иммигрантов;
– в индустриальных странах, при низком уровне рождаемости и уменьшении количества занятых, с помощью иммигрантов поддерживают на должном уровне пенсии и социальные программы.
|
|
В развитых странах, в ближайшие 50 лет, будет испытываться хронический дефицит рабочих рук. Это связано с процессом старения населения, низкими темпами рождаемости и как следствие, изменением соотношения трудоспособных граждан и иждивенцев. Для сохранения существующих темпов роста, а также уровня и качества жизни в США, Японии и странах ЕС будут требоваться иностранные работники. Так, Японии нужно будет принимать и ставить к станку по 10 млн. иностранцев в год (хотя есть альтернатива - увеличить возраст выхода на пенсию до 77 лет), Италии – также необходимо будет увеличить возраст выхода на пенсию до 77 лет, если она не будет импортировать 2,2 млн. иностранцев в год. Только таким способом удастся сохранить оптимальное соотношение - 4 работника, исправно платящих налоги, в том числе и в фонд социального страхования на одного пенсионера.
В 2001г. в РФ получили разрешение на работу 283 тысячи иностранных работника. В 2002 году – 300 тысяч человек из 119 стран мира. По отраслям они распределялись следующим образом:
– в строительстве – 39 %;
– торговля, общественное питание – 16 %;
– промышленность – 13 %;
– сельское хозяйство и лесное хозяйство – 10 %;
– коммерческая деятельность, снабжение и сбыт – 7 %;
– транспорт и связь – 4,6 %.
По оценкам экспертов потребность в иностранной рабочей силе в ближайшие годы в нашей стране будет колебаться между 2 и 3 млн. человек, а к концу этого десятилетия – 6-7 млн. чел.
Экспорт рабочей силы влечет за собой следующие проявления в национальной экономике:
|
|
– у основных экспортеров рабочей силы появляется дополнительный источник валютного дохода от экспорта рабочей силы в форме поступлений от эмигрантов.
Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
1. Налоги с прибыли фирм-посредников.
2. Непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников.
3. Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину полуфабрикатов и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг).
4. Капиталы, от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов.
Согласно оценкам, мигранты, возвращаясь на родину, привозят с собой сбережения еще на такую же сумму, что они переводили. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта
Иммигранты в 2003 году вывезли из РФ 6 млрд. $. Сумма денежных переводов иностранных работников из РФ в Грузию составляет – 25 % ВВП этой страны, в Молдавию – 30 % ВВП. В среднем, в месяц денежные переводы составляют около 80 $, а каждый мигрант послал в среднем - 1700 $.
– трудовая миграция в период неблагоприятной экономической коньюктуры (безработицы) является своеобразным клапаном, который позволяет смягчать эту проблему;
– при возвращении домой эмигранты, как правило, проявляют большую готовность к новым видам деятельности и принимают активное участие в развитии новых форм экономики;
– международные организации активно содействуют помощи странам-экспортерам рабочей силы, через различные экономические программы в области образования, переквалификации рабочей силы, социальной защиты;
– повышение жизненного уровня, приобретение опыта работы в иных условиях, возможность накоплений отдельных эмигрантов.