Конкурентоспособность выпускаемого предприятием продукта, а также соответствующая доля этого продукта на рынке и объем продаж являются не фиксированными, а изменяющимися величинами. Причиной этих изменений является непрерывно меняющаяся конъюнктура товарного рынка.
Под конъюнктурой понимают сложившиеся на конкретном рынке условия (экономические, социальные, законодательные, научно-технические, конкурентные и т.д.), которые определяют в конечном счете соотношение спроса и предложения, объема продаж и цены продукции.
Основными факторами конъюнктуры, влияющими на изменение конкурентоспособности товара фирмы и объема продаж, являются:
- изменение предпочтений потребителя, которые вызывают изменение состава существенно значимых для него характеристик, предпочтительность для покупателя каждой из характеристик (ai), идеальные (желаемые) значения характеристик (Piжел);
- изменение числа потребителей, влияющее на общий объем спроса;
- появление новых конкурентов, которое вызывает изменение долей рынка для каждого из конкурирующих товаров;
|
|
- появление новых технологий изготовления, новых конструктивных решений, которые изменяют технические и экономические характеристики конкурирующих товаров, а, следовательно, и их конкурентоспособность;
- инфляция и изменение курса национальной валюты, влияющие на экономические характеристики товара;
- изменение доходов покупателей, определяющее уровень цен равновесия рынка и общий объем спроса.
Таким образом, предприятие вынуждено постоянно отслеживать изменения конъюнктуры рынка, изменение значений конкурентоспособности товаров-конкурентов, доли рынка и объемов продаж в интересах управления конкурентоспособностью своего продукта и достижения своих целей на рынке.
Экономические результаты деятельности предприятия на рынке в условиях конкуренции определяются потребительскими свойствами продукции, оценивающимися такими ее характеристиками, как технический уровень, качество и конкурентоспособность.
Конкурентоспособность продукции — это свойство товара, определяющее возможность его сбыта на данном рынке в условиях конкуренции, что делает продукт предпочтительней для конкретной группы покупателей (сегмента) с точки зрения удовлетворения их потребностей.
Конкурентоспособность продукции характеризуется такими потребительскими свойствами продукции, ради которых потребитель отдает предпочтение данной продукции перед продукцией конкурентов.