Институциональная структура региональной экономической политики, объекты и методы государственного регулирования регионального развития.
Институциональная структура РЭП находиться в стадии становления.
На федеральном уровне исполнительной власти задачи РЭП реализуются в рамках трехуровневой системы, представляющей собой число федеральных министерств, федеральных служб и агентств.
o Федеральные министерства – намечают и прорабатывают общую стратегию развития по своему направлению, разрабатывают и принимают нормативно – правовое обеспечение мероприятий.
Задачи – решение проблем, комплексное управление, координация деятельности.
o Федеральные службы – контроль вопросов исполнения, координирует на местах выполнение определенных мероприятий.
o Федеральные агентства – оказывают консультационные и организационно – технические услуги региональным органам управления, издают нормативно – правовые акты, ведут реестры, регистры и кадастры.
В институциональной структуре РЭП чрезвычайно слабо выражена экспертно – проектная часть.
Объекты государственного регулирования экономики - отраслевая и территориальная структура регионального хоз-ва; региональный воспроизводственный экономический цикл; условия накопления основного капитала; уровень цен; социальная защита; экология и пр.
Методы регулирования регионального развития:
1. Прямые (административные) вмешательство в форме: указов, постановлений, распоряжений, правил, контроля, есть возможность применения прямого принуждения.
2. Косвенные (экономические) косвенное воздействие на процессы регионального воспроизводства с помощью таких методов, как налоги, кредиты, льготы, дотации, субсидии.
3 основных этапа:
1. Разработка прогнозов (отраслевых и комплексных)
2. Выработка концепций
3. Подготовка отраслевых программ и программ комплексного с – э развития
Прогноз территориального развития – суждение о возможном состоянии территории в намеченной перспективе.
Разноуровневое прогнозирование имеет две основные функциональные разновидности:
1. Предсказательная – описание возможных перспектив (альтернатив)
2. Предуказательная – сводится к расчету конкретных значений намеченных показателей
3. Сигнальная функция – предупреждать об угрозе появления неблагоприятных тенденций или возможных новых проблемах.
Классификация прогноза:
1. По масштабу (макроэкономический, прогноз развития конкретных территорий, прогноз развития отраслевых и региональных комплексов.)
2. По времени (горизонту) прогнозирования: (оперативные до 1 года, краткосрочные 1-2 года, среднесрочные 3 года, долгосрочные 5-10 лет)
3. По функциональному содержанию (поисковые прогнозы, нормативные прогнозы)
Концепция развития – система представлений о стратегических целях и приоритетах с - э политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
На основе прогнозов, концепций и положений, разрабатывается государственная программа с – э развития РФ, в которых отражается система основополагающих плановых целевых ориентиров общегосударственного развития.
41. Программно-целевое регулирование развития регионов: сущность, классификация и обязательные условия разработки
ПЦ регулирование - является интенсивным средством РЭП, в рамках которой разрабатываются программы комплексного социально-экономического развития в т.ч. программы территориального (регионального) развития. Главное назначение данных программ – выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни населения.
Классификация:
1. По уровню значимости:
-межгосударственные;
-федеральные (государственные);
-региональные (РЦП).
2. по территориальной принадлежности:
-межрегиональные
- внутрирегиональные (краевые, республиканские, областные, городские)
3. По функциональной ориентации:
- социально-экономические (комплексные)
- территориальные
- отраслевые
- инновационные
-экологические и пр.
4. По срокам реализации:
- краткосрочные (до 3 лет)
-среднесрочные (3-5)
- долгосрочные (свыше 5 лет)
Целевая программа это специальным образом разработанный, оформленный и утвержденный норм прав. документ с перечнем заданий, ориентированных на полное или частичное решение конкретной проблемы или комплекса проблем, ктр отвечает след требованиям:
- легитимность (в соотв с законодательством)
- нормативность (утверждение всеми требуемыми органами и обязательность исполнения всеми сторонами)
- реальность(обеспеченность ресурсами и готовность к выполнению)
- комплексность цели и задач
- альтернативность или вариантность (наличие нескольких вариантов достижения цели)
- адресность или ответственность (установление конкретных исполнителей)
- контролируемость