Прогнозирование и планирование территориального и регионального развития как средство реализации региональной экономической политики

Институциональная структура региональной экономической политики, объекты и методы государственного регулирования регионального развития.

Институциональная структура РЭП находиться в стадии становления.

На федеральном уровне исполнительной власти задачи РЭП реализуются в рамках трехуровневой системы, представляющей собой число федеральных министерств, федеральных служб и агентств.

o Федеральные министерства – намечают и прорабатывают общую стратегию развития по своему направлению, разрабатывают и принимают нормативно – правовое обеспечение мероприятий.

Задачи – решение проблем, комплексное управление, координация деятельности.

o Федеральные службы – контроль вопросов исполнения, координирует на местах выполнение определенных мероприятий.

o Федеральные агентства – оказывают консультационные и организационно – технические услуги региональным органам управления, издают нормативно – правовые акты, ведут реестры, регистры и кадастры.

В институциональной структуре РЭП чрезвычайно слабо выражена экспертно – проектная часть.

Объекты государственного регулирования экономики - отраслевая и территориальная структура регионального хоз-ва; региональный воспроизводственный экономический цикл; условия накопления основного капитала; уровень цен; социальная защита; экология и пр.

Методы регулирования регионального развития:

1. Прямые (административные) вмешательство в форме: указов, постановлений, распоряжений, правил, контроля, есть возможность применения прямого принуждения.

2. Косвенные (экономические) косвенное воздействие на процессы регионального воспроизводства с помощью таких методов, как налоги, кредиты, льготы, дотации, субсидии.

3 основных этапа:

1. Разработка прогнозов (отраслевых и комплексных)

2. Выработка концепций

3. Подготовка отраслевых программ и программ комплексного с – э развития

Прогноз территориального развития – суждение о возможном состоянии территории в намеченной перспективе.

Разноуровневое прогнозирование имеет две основные функциональные разновидности:

1. Предсказательная – описание возможных перспектив (альтернатив)

2. Предуказательная – сводится к расчету конкретных значений намеченных показателей

3. Сигнальная функция – предупреждать об угрозе появления неблагоприятных тенденций или возможных новых проблемах.

Классификация прогноза:

1. По масштабу (макроэкономический, прогноз развития конкретных территорий, прогноз развития отраслевых и региональных комплексов.)

2. По времени (горизонту) прогнозирования: (оперативные до 1 года, краткосрочные 1-2 года, среднесрочные 3 года, долгосрочные 5-10 лет)

3. По функциональному содержанию (поисковые прогнозы, нормативные прогнозы)

Концепция развития – система представлений о стратегических целях и приоритетах с - э политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

На основе прогнозов, концепций и положений, разрабатывается государственная программа с – э развития РФ, в которых отражается система основополагающих плановых целевых ориентиров общегосударственного развития.

41. Программно-целевое регулирование развития регионов: сущность, классификация и обязательные условия разработки

ПЦ регулирование - является интенсивным средством РЭП, в рамках которой разрабатываются программы комплексного социально-экономического развития в т.ч. программы территориального (регионального) развития. Главное назначение данных программ – выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни населения.

Классификация:

1. По уровню значимости:

-межгосударственные;

-федеральные (государственные);

-региональные (РЦП).

2. по территориальной принадлежности:

-межрегиональные

- внутрирегиональные (краевые, республиканские, областные, городские)

3. По функциональной ориентации:

- социально-экономические (комплексные)

- территориальные

- отраслевые

- инновационные

-экологические и пр.

4. По срокам реализации:

- краткосрочные (до 3 лет)

-среднесрочные (3-5)

- долгосрочные (свыше 5 лет)

Целевая программа это специальным образом разработанный, оформленный и утвержденный норм прав. документ с перечнем заданий, ориентированных на полное или частичное решение конкретной проблемы или комплекса проблем, ктр отвечает след требованиям:

- легитимность (в соотв с законодательством)

- нормативность (утверждение всеми требуемыми органами и обязательность исполнения всеми сторонами)

- реальность(обеспеченность ресурсами и готовность к выполнению)

- комплексность цели и задач

- альтернативность или вариантность (наличие нескольких вариантов достижения цели)

- адресность или ответственность (установление конкретных исполнителей)

- контролируемость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: