Понятие качества

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качеств. Международная организация по стандартизации дала определение качества в международных стандартах (МС) ИСО серии 9000.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»:

Качество это степень соответствия присущих характеристик требованиям ( п. 3.1.1), где

Характеристика: окончательное свойство ( п. 3.5.1),

Требование: потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (п. 3.1.2)

Этот стандарт содержит такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».

Формирование качества продукции начинается на стадии её проектирования. После этого создают основу производственной документации и опытный образец, а на стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие «надёжность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось.

Под обеспечением качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 -2008 следует понимать: часть менеджмента качества, направленную на выполнение требований к качеству (п. 3.2.11).

Вернёмся к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Качество изделия может проявляться в процессе потребления и должно рассматриваться с позиций его соответствия требованиям потребителя.

Качество является комплексным понятием, которое отражает эффективность всех сторон деятельности предприятия и является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Качество обеспечивает конкурентоспособность товара и складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства.

Современное представление о качестве основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя (рис.1)

Рисунок 1 Удовлетворение потребностей общества и личности

Производитель в разные исторические промежутки по-разному реагировал на ответственность за качество изделий и услуг, воплощая различные подходы к обеспечению качества. Но в основе развития философии качества всегда лежало противоречие между внутренними и внешними целями производителя:

обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель)

повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли предприятия (внутренняя цель).

Начало ХХI века характеризуется глобальными изменениями в рыночных отношениях, прорывами в науке, революционными изменениями в технике, повышенным интересом к качеству продукции. Сегодня покупатели думают, что они знают, что такое качество, и при необходимости, конечно же, узнают о его наличии. Важно, что они ожидают, более того - требуют, чтобы качество было неотъемлемым атрибутом каждой приобретаемой вещи или услуги.

В условиях формирования сложных производственно-технологических комплексов и развития системного подхода к их изучению возникла необходимость исследования теории и практики обеспечения качества.

Международные стандарты ИСО по обеспечению и управлению качеством. Состав нормативной документации систем качества

и краткая характеристика стандартов

Предприятия, осознавшие роль менеджмента качества в экономике, ищут пути продвижения его концепций в практику своих организаций. Сегодня в арсенале средств обеспечения качества наиболее видное место занимают стандарты (национальные, региональные, международные), устанавливающие требования к системам качества.

Среди стандартов, несомненно, первое место занимают стандарты Международной организации по стандартизации ИСО семейства 9000. В конечном итоге необходимость в международном стандарте вылилась в подготовку и издание в 1987г. стандартов серии ISO 9000 Техническим Комитетом ISO N 176 (ISO/TC 176), ко­торый их разработал. В РФ выпущен ряд стандартов, гармонизированных со стандарта­ми ISO 9000:2008, который составил отечественную серию ГОСТ P ИСО 9000-2008.

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обес­печению качества, подготовленных международной организацией, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/ТС 176).

Семейство международных стандартов ИСО серии 9000 выпуска 2008 года включает следующие основные стандарты необходимые для построения систем менеджмента качества:

ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования

ИСО 9004:2008 Системы менеджмента качества. Руководство по анализу и улучшению деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: