В начале нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя было ограничиться проведением только технического контроля, требовались какие-то дополнительные меры.
В 30—40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, — радиотехника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и др. Осуществляется входной контроль материалов, вводятся пооперационный и заключительный виды контроля. У. Шухарт начинает применять статистические методы контроля качества
|
|
1950 – 1960 гг. – начинают проводить анализ качества и создают системы качества.
1970г. – разрабатываются интегрированные системы качества, т.е. системы, которые охватывают все этапы жизненного цикла продукции (ЖЦП).
1980г. – внедряются системы МС ИСО 9000
Развитие общего менеджмента и менеджмента качества представлено на рис. 2.1
Принятые сокращения:
MBQ - Management by Quality - Менеджмент на основе качества;
MBO - Management by Objectives - Управление по целям;
TQM - Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества;
UQM - Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества;
QM - Quality Management - Менеджмент качества;
TQC - Total Quality Control - Всеобщий контроль качества;
CWQC - Company Wide Quality Control - Контроль качества в масштабе всей
компании;
QC - Quality Circles - Кружки контроля качества;
ZD - Zero Defect - Система «Ноль дефектов»;
QFD - Quality Function Deployment - Развёртывание функции качества;
SQC - Statistical Quality Control - Статистический контроль качества.
Рисунок 2.1 Взаимоотношения общего менеджмента и
менеджмента качества
Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора (1856-1915) В самом деле, именно он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учёта вариабельности производственного процесса и оценил важность её контроля.