Обучение вопросам качества.
Оценку поставщиков.
Обслуживание и калибровку испытательного оборудования.
Функционирование и аудит системы качества.
Потери от продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.
Дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов.
Задержки, излишнее производственное время, вызванное дефектным продуктом.
Неизбежные затраты – это те, которые еще необходимы как страховка, даже если уровень дефективности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для сохранения низкого уровня дефектов. Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на:
Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю – это заблуждение.
Общие затраты на качество
Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как это показано на Рис. 2.17:
|
|
Рисунок 2.17.Общие затраты на качество
Снижение общих затрат. В нашем примере видно, что достигнутый уровень качества изменяется в категории «много дефектов», «нет дефектов» или «совершенство».
Рассматривая левую сторону графика, мы видим, что общие затраты на качество велики в основном потому, что высоки потери на дефект. Затраты на предупредительные мероприятия очень малы. Если мы будем двигаться вправо по графику, то достигнутый уровень качества (снижение дефекта) будет увеличиваться. Это происходит за счёт увеличения объёма предупредительных мероприятий, и затраты на них растут.
Потери затраты на дефект очевидно падают, как результат предупредительных мероприятий. Как показано на графике, затраты на потери падают быстрее, нежели возрастают затраты на предупредительные мероприятия, как результат – общие затраты на качество уменьшаются.
Влияние снижения уровня качества уменьшается. Влияние снижения уровня затрат на контроль незначительно. Представленный график идеализированный. Он показывает уровень исполнения (уровень качества) в терминах «хорошо», «плохо» и никогда не соответствует с % дефектов.
Затраты на обеспечение качества
Обеспечением качества по определению называется совокупность всех организационных и технических работ по обеспечению качества с учётом экономичности. Поэтому затраты на качество являются составной частью задач, связанных с обеспечением качества. Затраты на обеспечение качества в соотношении, например, прибыль предприятия к производственным затратам должны составляют большую долю (см. рис. 2.18)
|
|
Рисунок 2.18 Затраты на качество в соотношении с прочими затратами
Затраты на обеспечение качества можно рассчитать математическим путем, но они плохо упорядочиваются в отношении конкретных работ. Для того, чтобы вообще можно было проанализировать затраты, их подразделяют на затраты, связанные с обеспечением качества и затраты на контроль.
Затраты на предотвращение дефектов связаны, как уже видно из названия, предупредительными мероприятиями. Сюда относятся затраты на планирование контроля, на разработку стратегий контроля, а также оценку поставщиков, о чем будет еще сказано далее.
Затраты на контроль возникают при его проведении в различных отделах предприятия, причем до 57% затрат приходится на окончательный контроль. Даже без дальнейшего анализа этого факта ясно, что для современного предприятия, которое хочет быть конкурентоспособным на сегодняшнем рынке, в будущем может оказаться неспособным инвестировать большие финансовые средства в последующий контроль. Так, если проверка продуктов осуществляется только на окончательном контроле, то причина возникновения дефекта не будет своевременно устранена и длительное время может производиться дефектный материал.
Затраты на дефект подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние затраты возникают, кроме прочего, из брака, доработки, при повторном контроле. Внешние затраты - вследствие оказания гарантийных услуг, акций по отзыву дефектных продуктов, бесплатного сервиса (см. табл. 2.8).
Таблица 2.8 Затраты на качество
Затраты на обеспечение качества | Затраты на дефект | ||
Затраты на предотвращение дефектов | Затраты на контроль | Внутренние затраты на дефект | Внешние затраты на дефект |
Планирование обеспечения качества Планирование контроля Разработка стратегий контроля Обучение персонала в направлении обеспечения качества | Входной контроль Производственный контроль (текущий контроль) Приёмочный контроль Средства контроля | Брак Доработка Сверхурочные Простой повторный контроль | Гарантийные услуги Акции отзыва дефектного продукта Уценка Ответственность за продукт |
Обеспечение качества интегрируется в поток материалов и производственный процесс при этом снижение затрат на качество легче всего происходит тогда, когда большое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению дефектов. Смысл заключается в том, чтобы затраты на предотвращение дефектов и контроль оставлять настолько высокими, чтобы снижались затраты на дефект при незначительных общих затратах на качество, но при таком же уровне качества. Насколько этот подход хорош и насколько можно в соответствии с этим подходом снизить затраты на обеспечение качества, можно установить, только проанализировав соответствующие затраты.
Слишком долгое время существенные доли расходов, возникающие на производстве в области обеспечения качества, причисляли к общим расходам и поэтому не были учтены надлежащим образом. Это привело к тому, что нет однозначных данных для оценки самых важных мер, влияющих на обеспечение качества. На рынке постоянно повышаются требования к качеству продукции, т.е., увеличиваются затраты на обеспечение качества. В связи с этим возникает необходимость проведения учёта и оценки данных для оптимизации экономической деятельности предприятия.