Собственная его императорского величества канцелярия и Временные комитеты.
В царствование Николая I особое значение приобрела «Собственная его императорского величества канцелярия», оттеснившая на второй план Государственный совет и Сенат. В ней ещё с 1812 г. сосредоточивались дела, подлежащие «высочайшему усмотрению»: все доклады почти по всем ведомствам проходили к царю через этот орган. До 1825 г. ею управлял Аракчеев.
При Николае I она стала органом, выполнявшим непосредственные поручения императора по всем важнейшим вопросам государственного управления.
В царствование Николая I законопроекты стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, в министерствах и специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете приобрело формальный характер. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «Желательно мне, чтоб принято было», или вообще принимались без обсуждения.
Аппарат канцелярии разрастался, в его структуре появились отделения: Первое, Второе и Третье - в 1826 г., Четвертое - в 1828 г., Пятое - в 1836 г. и Шестое - в 1842 г.
|
|
Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя).
Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. В нём, под руководством М.М. Сперанского (возвращенного из ссылки в 1821 г.), были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» (1830 г.) и «Свод законов Российской империи» (1835 г.).
Мрачную известность получило Третье отделение, которое возглавил генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф.
Он же стал шефом Отдельного корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Третье отделение выполняло функции тайной политической полиции, особенно в борьбе с революционным движением, а Отдельный корпус жандармов служил основным силовым инструментом самодержавной власти внутри страны.
Четвертое отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами.
Шестое отделение с 1842 по 1845 гг. готовило предложения по управлению Кавказом.
Собственная е.и.в. канцелярия с её отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти.
Реформа 1810-1811 гг. утвердила систему ведомственного управления в масштабе всей страны. Губернские учреждения стали одновременно подчиняться различным министерствам, что приводило к большой путанице.
В 1837 г. был утвержден новый «Наказ губернаторам», в котором более чётко было определено их правовое положение, функциональные обязанности.
|
|
В 1837-1838 гг., с целью упорядочения руководства государственными крестьянами, в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных имуществ.
Им подчинялись выбранные крестьянскими сходами волостные правления. Члены волостного правления подлежали утверждению губернской палатой государственных имуществ.
Некоторые изменения происходят в судебной системе. По сравнению с судебной системой по «Учреждению для управления губернией» ликвидируется одно звено судебной системы: в первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.
Возглавляет судебную систему Сенат, который теряет основную массу административных полномочий. Указ 8 сентября 1802 года объявляет Сенат «хранилищем законов». Предполагалось, что он должен следить за соответствием вновь принимаемых указов действующему законодательству. Однако уже в 1803 году такое право было изъято. Только первый департамент Сената сохранял административные функции, в частности, он назначал ревизии отдельных губерний. Остальные департаменты выполняли функции апелляционной инстанции.
Среднее звено судебной системы – губернские Палаты гражданского и уголовного суда, как и Сенат, были несословными учреждениями. Они в апелляционном порядке рассматривали дела нижестоящих судов и по первой инстанции – наиболее сложные дела (например, дела об убийствах).
Нижним звеном системы являлся уездный суд – для дворян; городовой магистрат – для горожан; надворный суд – для чиновников в столицах; совестный суд – в это время рассматривал в основном дела несовершеннолетних.
По-прежнему сохранялась вотчинная, военная, духовная юстиция. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.
Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций.
С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. В 1932 году принимается Устав судопроизводства торгового, который установил единообразную систему коммерческих судов. Основным достоинством коммерческих судов было то, что в них задолго до судебной реформы 1864 года был реализован состязательный процесс.