Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью?

Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации?

Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вход в отрасль новичков или вытеснить часть имеющихся фирм?

Каков характер практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы его последствия для благосостояния?

Действительно ли фирмы максимизируют прибыль или они преследуют иные цели?

Какой элемент рыночной структуры является ключевым?

Какие факторы определяют размер фирм, или почему отдается предпочтение внутрифирменной координации, в одних случаях, а рыночной в других?

Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов? Где пролегают его границы?

Основные проблемы теории отраслевых рынков

Не обозначив границы рынка, невозможно оценить степень его монополизации (концентрации) и определить адекватные формы государственного вмешательства.

Эмпирической и теоретической проверке подвергаются экономия от масштаба и разнообразия, многозаводское функционирование фирм, трансакционные издержки.

Исследованию подвергаются барьеры для входа и выхода, дифференциации продукта, концентрация покупателей и продавцов

Наряду с традиционной гипотезой исследуются предположения о максимизации выручки, темпов роста, стремление управляющих к расширению власти. Одно из центральных мест занимает проблема «принципал-агент», связанная с отделением собственности от управления и расхождением интересов акционеров и управля­ющих.

Много внимания уделяется изучению положительных и отрица­тельных с точки зрения благосостояния последствий различных форм ценовой дискриминации, а также разнообразных условий, которые производители навязывают оптовым и розничным торговцам.

Здесь внимание уделяется стратегическому взаимодействию фирм, а также различного рода барьерам, как институциональным так и неинституциональным.

Эти вопросы затрагивают способность фирм воздействовать на структуру рынка и тем самым активно воздействовать на свою при­быль и положение на рынке.

Предлагаются различные подходы к оценке ущерба, который терпит общество от монополизма. Результаты существенно зависят от предположений, закладываемых в расчеты, и значительно расходятся - от нескольких до десятков процентов.

В целом дисциплина Экономика отрасли концентрирует внимание на трех группах проблем.

1. Вопросы теории фирмы – ее масштаб, сферу деятельности, организацию и поведение.

2. Исследование условий обретения рыночной власти, формы ее проявления, факторы ее сохранения и утраты, ценовое и неценовое соперничество (отбор товаров, выбор цены и объема выпуска, рекламирование, политика нововведений).

3. Политика общества в отношении бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: