Подходы к изучению отраслевой организации экономики

«Гарвардская» парадигма»

В мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура-поведение-результат» и подход с точки зрения теории цен.

Родоначальниками первой концепции «structure-conduct-performance», сформировавшейся в 30-50-е годы, считаются Эдвард Мэйсон (Mason E.) и Джо Бэйн (Bain J.)

Фундаментальным положением этой теории являлось стремление фирм к достижению эффективной результативности, которое само по себе многомерно. Результативность предполагает достиже­ние, по крайней мере, следующих целей, порядок перечисления которых необязательно совпадает с их важностью:

а. Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть эффективны в двух отношениях: ограниченные ресурсы не должны расточаться, решения, что и сколько производить, должны соответствовать количественно и качественно требованиям по­требителей.

б. Деятельность производителей должна быть прогрессивной, они должны исполь­зовать преимущества науки и техники для увеличения выпуска продукции на единицу затрат и обеспечивать потребителей наилучшими новыми продуктами. При этом так­же должен поддерживаться долгосрочный рост реальных доходов на душу населения.

в. Деятельность производителей должна способствовать полному использованию ресурсов, особенно трудовых. Либо по крайней мере не препятствовать использова­нию для этих целей макроэкономических инструментов.

г. Распределение дохода должно быть справедливым (equitable). Справедливость чрез­вычайно трудно определить. Но она предполагает по крайней мере, что производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по предостав­ленным услугам. С этой целью связано желание обеспечить разумную стабильность цен, так как неуправляемая инфляция искажает распределение дохода самым нежела­тельным образом.

Данные цели необязательно должны логически следовать одна за другой. Однако эффек­тивная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижение всех четырех целей. При этом даже простое измерение степени достижения целей будет нелегким. Существуют относительные показатели, включающие величину предельной доходности, темп изменения часовой производительности труда, индекс уровня цен, уровень разрыва между реальными и минимально возможными затратами на единицу продукции и колебания уровня занятости в течение цикла дело­вой активности..

Согласно парадигме «Структура-поведение-результат» результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения фирм, в таких вопросах как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инвестиции в производственное оборудование и т.д. Поведение в свою очередь зависит от структуры соответствующего рынка, характеризующейся численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем дифференциации продута, наличием или отсутствием барьеров входа новых фирм, уровнем вертикальной интеграции фирм, начиная от производства сырья до розничной торговли, и степенью диверсификации производства фирмы.

На структуру рынка в свою очередь воздействует множество базовых условий. Например, со стороны предложения базовые структуроопределяющие условия вклю­чают размещение и собственность на основные виды сырья; характер соответствую­щей технологии (например, дискретный или непрерывный характер производства, высокая или низкая эластичность замещения факторов производства); вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность использования продукта, вре­менные характеристики производства (например, производятся ли товары по заказу или поставляются со склада); затраты на единицу выпуска и т.д. Перечень наиболее важных базовых условий со стороны спроса должен по крайней мере включать цено­вую эластичность спроса при различных ценах, доступность товаров-заменителей и перекрестную эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спро­са, метод осуществления покупок покупателями (например, по данному прейскуранту, путем закрытого аукциона или путем открытого торга) и рыночные характеристики про­дукта (например, дорогие, престижные товары, дешевые бытовые мелочи повседневного спроса или крупные товары длительного пользования). К другим базовым условиям можно отнести законодательную среду, в которой функционируют отрасли.

Таким образом, как показано на рис. 1.2, в основу «гарвардской парадигмы» положено изучение причинных связей, ведущих от структуры рынка и/или базовых условий к поведению фирм и к результату поведения фирм на рынке.

Э. Мейсон и Дж. Бэйн ставили основной задачей – найти объяснения, позволяющие предсказать параметры итоговой результа­тивности рынка после анализа его структуры, базовых ус­ловий и поведения фирм. (Пример. Современные технологии требуют капиталоемких про­изводственных процессов, которые предполагают в краткосрочном плане высокие по­стоянные и низкие переменные издержки в структуре затрат. Это провоцирует агрес­сивную ценовую стратегию, даже в отраслях с небольшим числом продавцов, когда спрос неэластичен по цене, но цикличен, что в свою очередь серьезно влияет на уро­вень предельной нормы доходности и другие показатели результативности).

Конечно, не все причинные связи соединяют базовые условия и структуры с ре­зультативностью рынка. Кроме того, существуют также важные эффекты обратных связей (прерывистые стрелки на рис. 1.2). Например, энергичные НИОКР могут изме­нить отраслевую технологию, а следовательно, и уровень издержек и/или степень физической дифференциации продукта. Ценовая политика продавцов может поощ­рять вход фирм на рынок или выход с него, трансформируя, таким образом, параметры структуры рынка. В этом смысле параметры, как базовых условий, так и рыночной структуры являются эндогенными, т.е. определяются всей системой отношений, а не устанавливаются внешними силами. Согласно некоторым концепциям, связи, идущие от структуры к поведению и результативности, оказываются настолько слабыми, а обратные связи, влияющие на структуру, настолько сильными, что возникают сомнения в достоверности выводов структурно-поведенческо-результативной парадигмы. Аргу­менты в пользу этого подхода будут приведены далее. Даже если данной парадигме будет вынесен относительно пессимистический приговор, она все равно полезна в качестве некоего инструмента для построения действенной теории на основе имею­щихся фактов.

Концепция «структура – поведение – результативность» служит точкой отсчета развития теории и удобным введением к ее изложению. Почему? Концепция «структура – поведение – результативность» отводит поведению фирм относительно пассивную роль. Они принимают условия игры, сформировавшиеся под действием факторов, находящихся в основном вне их контроля (заданных экзогенно). Фирмы только приспосабливаются к этим условиям в рамках большей или меньшей свободы действий. Пример. Для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем меньше, чем менее эластичен отраслевой спрос.

Таким образом, парадигма «базовые условия—структура рынка—поведение—резуль­тативность» будет обеспечивать как предмет, так и контраргументы для последующего анализа.

Рис. 1.2 Парадигма «Структура-поведение-результативность»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: