Модель «доминирующей фирмы» Форхаймера

Модель Штаккельберга допускает, что «последователи» сохраняют предположи­тельные изменения по Курно относительно выпуска, т.е. последователи рассматрива­ют выпуск «лидера» как данную величину. В альтернативной модели Форхаймера последователи являются ценополучателями, т.е. предполагается, что каж­дая из конкурирующих фирм настолько мала, что изменения в объеме ее производства не влияют на цену. В результате конкурирующие фирмы образуют чисто конкурентную «среду».

С точки зрения доминирующей фирмы стратегическое значение конку­рентного обрамления возникает из признания того, что окаймляющие фирмы, уста­навливающие цену на уровне их собственных (повышающихся) предельных издер­жек, увеличивают выпуск, когда цена повышаются, и сокращают производство, когда цена падает. Решение модели Форхаймера обозначено на рис. 5.4.

Рис. 5.4 Доминирующая фирма и конкурентное окружение

Логика модели Форхаймера

Кривая предложе­ния Sf конкурентных фирм – сумма по горизонтали кривых их предельных издер­жек. D – функция совокупного рыночного спроса. Когда Sf пересекается с D, т.е. при цене А, конкурентные фирмы предлагают столько, сколько при данной цене поглоща­ется рынком.

Между значением А и ценой, при которой предложение конкурентных фирм падает до нуля, конкурентные фирмы и доминирующая фирма делят рынок. Таким образом, функция эффективного или остаточного спроса доминирующей фир­мы является ломаной кривой АВD, полученной вычитанием из общей величины спроса при каждой заданной цене величины предложения конку­рентных фирм.

Из кривой остаточного спроса ABD доминирующая фирма выводит функцию пре­дельного дохода МR. Доминирующая фирма максимизирует прибыль тогда, когда кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. И она устанав­ливает цену ОР, которая доводит объем ее производства до равновесия – в соответст­вии с графиком остаточного спроса.

При цене ОР доминирующая фирма производит 0P* = РУединиц, оставляя некоторый конкурентный задел фирмам YZ (который равен РХ). Весь рынок находится в равновесии, поскольку при цене Р суммарное отраслевое производство (PY + YZ) в точности равно спросу (PZ).

Равновесие в представленной модели мо­жет быть не окончательным.

На рисунке 5.4 Sf и МС - кривые краткосрочного предложения и издержек при заданных производст­венных мощностях. В долгосрочном плане мощности могут быть увеличены, и кривые предельных издержек сдвигаются вправо.

Если предельный кон­курентный производитель (т.е. последний производитель, расширяющий производст­во) получает прибыль при цене ОР, то у него будут стимулы осуществлять инвестиции в дополнительные мощности, сдвигая кривую предложения конкурентных фирм. Это в свою очередь сдвинет кривую остаточного спроса доминирующей фирмы вниз и влево, что приведет к уменьшению ее доли рынка, более низкой цене и меньшей при­были.

Курьезная черта моделей с доминирующей фирмой состоит в том, что в обоих представленных случаях результат деятельности рынка лучше, если на рынке присут­ствует доминирующая фирма, чем без нее. В модели Форхаймера потребители платят цену ОР. Без доминирующей фирмы цена поднимается до ОА на пересечении кривых рыночного спроса и предложения (Sf), производство уменьшается и, та­ким образом, положение потребителей ухудшается. Почему переход к чистой конку­ренции может оказаться несостоятельным? Потребители страдают от того, что они больше не имеют возможности влиять на производство доминирующей фирмы с низ­кими издержками. Конечно, положение потребителей улучшилось бы, если бы цена могла быть установлена ниже ОР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: