Факторы спроса
Спрос
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при соответствующих Ценах на этот товар. Спрос отражает желание ж возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то спроса не будет.
Закон спроса. В условиях рынка действует закон спроса, суп» которого состоит в том, что величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот: чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
• для некоторых специфических видов товаров, например «престижных», а также товары, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия);
• при переключении спроса на новые и более качественные товары (например, с механических счетных машинок — на калькуляторы; снижение цен на машинки не приведет к повышению спроса на них).
Цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.
Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, происходят под влиянием так называемых неценовых факторов спроса. К неценовым факторам» например, относятся:
• Изменения доходов населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них.
• Изменения структуры населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары.
• Изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель — свинину.
• Изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальные потребители и домашние хозяйства принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объем спроса на любой товар или вид услуг, что иллюстрируется рисунок 1.
Рыночная, а не индивидуальная, кривая спроса — график функции связи спроса с ценой определяет цену и, следовательно, объемы купли-продажи. Рыночная кривая спроса представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке. На рисунке 1 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объемов спроса всех индивидуумов на рынке при каждом значении цены (в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кривых спроса по горизонтали.
|
|
Рынок
Рисунок 1 - Индивидуальные и рыночная кривые спроса
Рыночная кривая спроса имеет излом в точке А, так как именно в этой точке при цене в 9 руб. на рынок выходит потребитель 2. При более высоких ценах объем спроса потребителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1.