Индивидуальный и рыночный спрос

Факторы спроса

Спрос

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при соответствующих Ценах на этот товар. Спрос отражает жела­ние ж возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то спроса не будет.

Закон спроса. В условиях рынка действует закон спроса, суп» которого состоит в том, что величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот: чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повыше­ния цен;

• для некоторых специфических видов товаров, например «престижных», а также товары, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия);

• при переключении спроса на новые и более качественные товары (например, с механических счетных машинок — на калькуляторы; снижение цен на машинки не приведет к повышению спроса на них).

Цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.

Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, происходят под влиянием так называ­емых неценовых факторов спроса. К неценовым факторам» например, относятся:

• Изменения доходов населения. Если доходы населения ра­стут, то у покупателей возникает желание приобретать боль­ше товаров вне зависимости от цен на них.

• Изменения структуры населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары.

• Изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на про­дукт-заменитель — свинину.

• Изменение вкусов потребителей, изменения моды, привы­чек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальные потребители и домашние хозяйства принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объем спроса на лю­бой товар или вид услуг, что иллюстрируется рисунок 1.

Рыночная, а не индивидуальная, кривая спроса — график функции связи спроса с ценой определяет цену и, следова­тельно, объемы купли-продажи. Рыночная кривая спроса пред­ставляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рын­ке. На рисунке 1 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объемов спроса всех ин­дивидуумов на рынке при каждом значении цены (в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кри­вых спроса по горизонтали.

Потребитель 1
Потребитель 2

Рынок

Рисунок 1 - Индивидуальные и рыночная кривые спроса

Рыночная кривая спроса имеет излом в точке А, так как именно в этой точке при цене в 9 руб. на рынок выходит по­требитель 2. При более высоких ценах объем спроса потре­бителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: