Эластичность

Предложение и его факторы

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определенный про­межуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных ус­ловиях количество предлагаемого продавцами товара будет тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот: чем ниже его цена, тем ниже величина предложения товара.

Помимо цены, на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следу­ющие:

§ Изменение производственных издержек — т.е. затрат производителя. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сы­рье приводит к росту предложения продукции. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введе­ния дополнительных налогов на производителя вызывает сокращение предложения.

§ Изменение числа фирм в отрасли: их увеличение (умень­шение) приводит к росту (сокращению) предложения.

§ Природные катастрофы, войны, т.е. так называемые форс-мажорные обстоятельства.

Эластичность. Мера реакции одной величины на измене­ние другой называется эластичностью. Эластичность показы­вает, на сколько процентов изменится одна переменная эко­номическая величина при изменении другой на 1 %.

Эластичность спроса. Спрос зависит от качества продук­ции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные това­ры, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на нее.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов изменится величи­на спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показа­тель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Еp равен:

Ер= DQ/ДР,

где DQ — изменение величины спроса (%); DР — изменение цены (%); «р» (рriсе) в индексе означает, что эластичность рас­сматривается по цене.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действитель­но, если цена товара снижается, то величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применя­ется абсолютная величина показателя (знак «минус» опуска­ется).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластично­сти спроса больше 1,0, то мы имеем дело с эластичным спро­сом. Изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластично­сти спроса меньше 1,0, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее измене­ние величины спроса, а выручка производителя уменьшиться при росте цен.

При коэффициенте эластичности равном 1,0 говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется.

Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно—эластичный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: