Предложение и его факторы
Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынке продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара будет тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот: чем ниже его цена, тем ниже величина предложения товара.
Помимо цены, на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:
§ Изменение производственных издержек — т.е. затрат производителя. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье приводит к росту предложения продукции. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает сокращение предложения.
§ Изменение числа фирм в отрасли: их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения.
|
|
§ Природные катастрофы, войны, т.е. так называемые форс-мажорные обстоятельства.
Эластичность. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1 %.
Эластичность спроса. Спрос зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на нее.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Еp равен:
Ер= DQ/ДР,
где DQ — изменение величины спроса (%); DР — изменение цены (%); «р» (рriсе) в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1,0, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.
|
|
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1,0, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшиться при росте цен.
При коэффициенте эластичности равном 1,0 говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется.
Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно—эластичный.