Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — наиболее часто на­блюдаемый на практике тип конкуренции

Монополистическая конкуренция — наиболее часто на­блюдаемый на практике тип конкуренции. Такая конкуренция складывается на неоднородном рынке с множеством покупа­телей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапа­зона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях, сопровождая предложение различной по форме и интенсивности рекламой.

Монополистическая конкуренция означает интенсивную конкуренцию в соединении с небольшой долей монопольной власти, так что производитель сталкивается со спросом, за­висящим от цены. Кривая спроса является нисходящей — спрос увеличивается при снижении цены.

В монополистической конкуренции участвует достаточно большое число фирм. Это могут быть, например, продоволь­ственные магазины города. Каждая фирма обладает неболь­шой долей рынка, поэтому сама она лишь ограниченно конт­ролирует (влияет на) цены.

Вступить в отрасль — относительно просто, благодаря небольшим размерам фирм, так как эффект масштаба и тре­бующийся капитал невелики.

Цены и объемы производства. В краткосрочном перио­де поведение фирмы в условиях монополистической конкурен­ции подобно поведению монополиста. Долговременный пери­од при монополистической конкуренции не отличается от кон­куренции — простота вступления в отрасль ликвидирует прибыли.

Издержки монополистической конкуренции связаны с неэффективностью, порожденной некоторой монопольной властью и выражающейся в избыточных производственных мощностях, что компенсируется дополнительным удовлетво­рением потребностей за счет дифференциации продукта.

2.21 Олигополия

Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрас­ли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию конкурентов. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигопольной отрасли могут произво­диться стандартизированные или дифференцированные про­дукты. На рынке обычно присутствуют не более 5-8 крупных предприятий, в производстве дифференцированных продук­тов участвует еще некоторое количество мелких предприятий, влияние которых на рынок несущественно.

Основные причины существования олигополии:

1) эффект масштаба, который требует, чтобы производст­венная мощность каждой фирмы составляла большую долю совокупного рынка;

2) другие барьеры — владение патентами и контроль над сырьем, которые важны в электронике, химии; огромные рас­ходы на рекламу;

3) побуждение к слиянию, обусловленное стремлением существенно увеличить долю рынка для более полного ис­пользования эффекта масштаба или усиления рыночной вла­сти.

Всеобщая взаимозависимость. В условиях олигополии продавцы — крупные фирмы — весьма чувствительны к поли­тике ценообразования друг друга. Ценовая конкуренция при олигополии непродуктивна и называется ценовой войной, фир­ма не может добиться какого-то положительного результата за счет снижения или повышения цен. Если она повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. И тогда придет­ся снижать цены либо рисковать потерей клиентуры.

Цены и объемы производства. Существует следующие простые модели олигополистического ценообразования:

1) ломаная кривая спроса — кривая спроса резко меняет­ся под влиянием действий конкурентов, меняющих цену;

2) обусловленное тайным соглашением ценообразование — сговор приводит к тому, что олигополисты, подобно монопо­листу, максимизируют общую прибыль;

3) лидерство в ценах — лидер отрасли задает цену, а осталь­ные ее принимают; и ситуация близка к чистой монополии:

4) ценообразование по принципу «издержки плюс при­быль.

Неценовая конкуренция. Поскольку олигополисты стара­ются избегать ценовой конкуренции, наибольшее внимание они уделяют неценовой конкуренции, основанной на диффе­ренциации продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: