Монополистическая конкуренция — наиболее часто наблюдаемый на практике тип конкуренции. Такая конкуренция складывается на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях, сопровождая предложение различной по форме и интенсивности рекламой.
Монополистическая конкуренция означает интенсивную конкуренцию в соединении с небольшой долей монопольной власти, так что производитель сталкивается со спросом, зависящим от цены. Кривая спроса является нисходящей — спрос увеличивается при снижении цены.
В монополистической конкуренции участвует достаточно большое число фирм. Это могут быть, например, продовольственные магазины города. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому сама она лишь ограниченно контролирует (влияет на) цены.
Вступить в отрасль — относительно просто, благодаря небольшим размерам фирм, так как эффект масштаба и требующийся капитал невелики.
Цены и объемы производства. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции подобно поведению монополиста. Долговременный период при монополистической конкуренции не отличается от конкуренции — простота вступления в отрасль ликвидирует прибыли.
Издержки монополистической конкуренции связаны с неэффективностью, порожденной некоторой монопольной властью и выражающейся в избыточных производственных мощностях, что компенсируется дополнительным удовлетворением потребностей за счет дифференциации продукта.
2.21 Олигополия
Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию конкурентов. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигопольной отрасли могут производиться стандартизированные или дифференцированные продукты. На рынке обычно присутствуют не более 5-8 крупных предприятий, в производстве дифференцированных продуктов участвует еще некоторое количество мелких предприятий, влияние которых на рынок несущественно.
Основные причины существования олигополии:
1) эффект масштаба, который требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы составляла большую долю совокупного рынка;
2) другие барьеры — владение патентами и контроль над сырьем, которые важны в электронике, химии; огромные расходы на рекламу;
3) побуждение к слиянию, обусловленное стремлением существенно увеличить долю рынка для более полного использования эффекта масштаба или усиления рыночной власти.
Всеобщая взаимозависимость. В условиях олигополии продавцы — крупные фирмы — весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Ценовая конкуренция при олигополии непродуктивна и называется ценовой войной, фирма не может добиться какого-то положительного результата за счет снижения или повышения цен. Если она повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. И тогда придется снижать цены либо рисковать потерей клиентуры.
Цены и объемы производства. Существует следующие простые модели олигополистического ценообразования:
1) ломаная кривая спроса — кривая спроса резко меняется под влиянием действий конкурентов, меняющих цену;
2) обусловленное тайным соглашением ценообразование — сговор приводит к тому, что олигополисты, подобно монополисту, максимизируют общую прибыль;
3) лидерство в ценах — лидер отрасли задает цену, а остальные ее принимают; и ситуация близка к чистой монополии:
4) ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль.
Неценовая конкуренция. Поскольку олигополисты стараются избегать ценовой конкуренции, наибольшее внимание они уделяют неценовой конкуренции, основанной на дифференциации продукта.