Бюджетная политика
Одним из основных экономических инструментов государственного влияния является бюджет страны и тот объем денежных средств, который в нем закладывается на развитие определенных отраслей. Бюджет формируется в рамках соответствующего федерального закона на будущий период и отражает степень поддержки государства определенных административно-экономических и социальных сфер.
Обратной стороной затратной бюджетной политики является те доходы от налоговых поступлений, которые государство получает от активного функционирования сферы услуг, увеличения занятости и прочих положительных для экономики страны процессов.
Налоговое регулирование.
Государство имеет свои рычаги влияния и на формирование уровня себестоимости услуг, а соответственно и на уровень развития частного сектора. Показательны действия государства в области налоговой политики: чем выше налоговое бремя, тем сложнее новым предприятиям сервиса входить и закрепляться на рынке.
В РФ существуют три системы налогообложения. Рассмотрим их с точки зрения интересов предпринимателей.
Обычная система налогообложения предусматривает уплату предусмотренных законодательством налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, социальных выплат и т.д. Налоговое бремя может составлять 40-60% от выручки предприятия.
Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату либо 6% налоговых отчислений с выручки, либо 15% - с прибыли, а также отчисления в пенсионный фонд. При таких условиях, упрошенная система действительно позволяет предприятиям сервиса эффективно работать и развиваться. Законодатель установил определенные ограничения по ее применению.
Не могут применять данную систему:
· организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за отчетный период, превышает 100 человек;
· организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей;
· организации, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ее доходы превысили 24 млн. рублей.
· организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
· банки;
· страховщики;
· негосударственные пенсионные фонды;
· инвестиционные фонды;
· профессиональные участники рынка ценных бумаг;
· ломбарды;
· нотариусы.
Как видим, ограничения делают возможным ее использование только предприятиями малого бизнеса. Несомненным плюсом помимо низких налоговых ставок, является и отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета: ведется только налоговый учет.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает уплату предприятиями вмененного дохода - потенциально возможного дохода налогоплательщика единого налога, рассчитываемого с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемого для расчета величины единого налога по установленной ставке. Данная система является наиболее удобной и приемлемой для предприятий сервиса, но при этом установленные государством ограничения делают возможным ее применение лишь для очень ограниченного перечня.
Основные из них:
· оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению
· розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
· розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети
· оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
Административно-правовые инструменты:
Административные инструменты основаны на силе государственного принуждения. Будучи не связанными с мерами финансового стимулирования, они определяют саму возможность оборота капитала, а не экономические условия такого оборота. Применение инструментов базируется на правовых нормах и реализуется посредством выдачи и отзыва лицензий на деятельность, а также на судебном преследовании.
Все административные инструменты можно разделить на три группы: запрет, разрешение и принуждение.
Запрет.
Законодательно предусмотрены и обеспечены государственной властью различные запреты на деятельность в сфере сервиса. К примеру, запрещено, за исключением предусмотренных законом случаев, принимать наличные деньги за услугу без использования контрольно-кассовой машины и выдачи кассового чека. Запрещено заниматься некоторыми видами деятельности без наличия специальной лицензии, например, вести медицинскую деятельность.
Таким образом, государство пытается контролировать рынок в ряде областей. За нарушение запрета установлены определенные санкции: административные – если дело касается незначительной общественной опасности и (или) небольшого оборота денежных средств, или уголовные - если степень общественной опасности велика, либо нанесен крупный или особо крупный ущерб.
Разрешение
Данный инструмент подразумевает необходимость получения разрешительных документов на определенные виды деятельности.
В этом случае государством используются такие средства как: лицензирование, сертификация, различная разрешительная документация.
К примеру, чтобы получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, необходимо представить в уполномоченный государственный орган такие разрешительные документы как: заключение пожарного надзора о возможности ведения образовательной деятельности в заявленных помещениях и заключение санитарно-эпидемиологической службы.
Принуждение
Под принуждением понимается необходимость для предприятий совершать определенные действия в случае ведения той или иной деятельности в сфере сервиса.
Для получения разрешительных документов предприятиям необходимо проходить определенные процедуры согласований. К примеру, если предприятие занимается оказанием услуг общественного питания, то оно вынуждено иметь соответствующее всем предписанным нормам помещение; персонал, периодически проходящий специальное медицинское освидетельствование и прочее.
Необходимо понимать, что административные инструменты хоть и противодействуют предпринимательской деятельности, ограничивают ее свободу, в тоже время являются необходимыми для обеспечения функционирования рыночного механизма в рамках правового поля, а также для обеспечения и поддержания определенных условий для потребителей услуг.