Качество обслуживания потребителей – это интегральный показатель, охватывающий совокупность логистических параметров (срок доставки, количество выполненных заказов, длительность цикла обслуживания, время ожидания постановки заказа на исполнение и т. п.).
Система качества обслуживания потребителей – совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.
Показатели качества обслуживания:
- количество пунктов приема и выдачи заказов на бытовые услуги в расчете на 10000 жителей (единиц);
- коэффициент продолжительности работы приемной сети в регионе;
- удельный вес услуг, выполненных по прогрессивным формам обслуживания;
- срок исполнения заказа (дни, часы);
- процент заказов, выполненных срочно и в присутствии заказчика;
- процент своевременно выполненных заказов на услуги;
- количество обоснованных жалоб заказчиков на качество обслуживания в расчете на 1000 заказов;
- количество справок, выданных заказчиком по вопросам пользования бытовыми услугами в расчете на 100 заказов.
|
|
Сопоставляя эти единичные фактические показатели с аналогичными показателями, принятыми нормативными (базовыми), дифференцированно рассчитывают значения частных показателей, на основе которых рассчитывается комплексный показатель качества обслуживания как сумма произведений значений частных показателей на соответствующий коэффициент весомости
где Кi – значение частных показателей качества обслуживания;
fi – коэффициенты весомости каждого показателя, причем
В условиях рынка высокое качество оказания услуг является одним из эффективных методов конкурентной борьбы предприятия на рынке услуг за потребителей.
Основным направлением повышения качества оказания услуг населению является:
- рациональное размещение предприятий БОН и приемных пунктов на обслуживаемой территории;
- уровень организации на предприятиях БОН диспетчерской службы, обеспечивающей связь между приемными пунктами и специализированными предприятиями;
- внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания;
- широкое внедрение на предприятиях БОН методов самообслуживания;
- соблюдение и сокращение сроков оказания услуг;
- механизация и автоматизация процесса обслуживания клиентов через компьютеризацию оформления заказов;
- повышение культуры обслуживания.
Основные пути повышения качества предоставляемых услуг:
1. Наличие стратегических концепций для достижения высокого конкурентно способного качества предоставляемых услуг. Эта концепция включает в себя: общую и конкретную ответственность и полномочия всего персонала, чья деятельность оказывает влияние на качество услуги обеспечение эффективных отношений между потребителями и производителями услуг в рамках и вне сервисной фирмы; четкую стратегию по удовлетворению нужд, что помогает им завоевать прочную приверженность потребителей.
|
|
2. Постоянное внимание высшего руководства фирмы к качеству. Исходя из международного стандарта руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества публиковалась в рабочем состоянии(например, качество, обслуживание, чистота, ценность).
3. Установление высоких стандартов на процессы исполнения услуг и обслуживания клиентов (в том числе этики, эстетики, защиты прав потребителей, защиты окружающей среды и т.д.).
4. Использование системы мониторинга результатов обслуживания, мониторинг должен состоять из хорошо продуманных и всеобъемлющих оценок, базирующихся на соответствующих источниках информации, включающий – выводы внутренних проверок (аудитов) применения и эффективности всех элементов системы обеспечения качества услуги изменения, вызванное социальными и экологическими условиями выводы анализа по исполнению услуг с точки зрения удовлетворения требований потребителя.
5. Внедрение системы по удовлетворению жалоб потребителей, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по достижению и поддержанию требуемого качества услуг со стороны потребителей.
6. Удовлетворение и служащих и клиентов. Это особенно важно в сервисной фирме, где отношение к труду каждого сотрудника оказывает непосредственное влияние на качество услуги. Отлично управляемые фирмы (компании) считают, что взаимоотношения со служащими отражаются на их отношении к клиентам.
Как показывает исследование необходимо совершенствовать систему показаний качества услуг, т.е конкретные потребители пользуются в основном простыми критериями независимо от вида услуг:
· доступность - услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без лишнего ожидания ее предоставления;
· коммуникативность - описание услуги выполнено на язык клиента и является точным;
· компетентность - обслуживающий персонал обладает требуемыми
· навыками и знаниями;
· доверительность - на компанию (фирму) и ее служащих можно полагаться, т.е. они действительно стремятся удовлетворить любые запросы клиентов;
· обходительность - персонал приветлив, уважителен и заботлив;
· надежность услуги - предоставляются аккуратно и на стабильном уровне;
· отзывчивость - служащие отзывчивы и творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов;
· безопасность - предоставляемые услуги не несут с собой никакой опасности или риска и не дают повода для каких-либо сомнений;
· осязаемость - осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество;
· понимание знание клиента - служащие стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют должное внимание.