Конкуренция как основа рыночных отношений

Тема 6. Конкурентные отношения на российском рынке

Одной из основных категорий рыночных отношений является конкуренция. Для ее поддержки государство предусматривает комплекс различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т.д.

В нормативно-правовых актах понятие "конкуренция" трактуется достаточно широко и неопределенно. Ее называют соперничеством между людьми, основным механизмом осуществления товарно-денежной взаимосвязи между производителями, свойством, чертой, атрибутом рынка, элементом хозяйственного механизма, главным двигателем общественного прогресса и т.д.

В советский период определение конкуренции давалось с негативным оттенком, с упором на непримиримость или агрессивность соперников. В частности, оно определялось как свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производствами сбыта товаров.

В российском законодательстве понятие "конкуренция" было сформулировано в Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке" от 22 марта 1991 г., в редакции от 2 января 2000 г. Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Эти определения конкуренции характеризуют ее как экономическую категорию. В них содержится указание на два основных значения конкуренции: с объективной стороны — как состояние рынка и субъективной — как отношения состязательности, содержание которых составляют конкурентные действия хозяйствующих субъектов.

В сложной и эволюционирующей экономической обстановке современной России агенты рынка должны учитывать три существенных фактора: рост числа субъектов экономики, лидирующих на конкретных рынках; рост угрозы, проистекающей из незаконной практики сговора; мафиозные приемы, Экономические руководители вынуждены сейчас разбираться в крайне обширной и сложной информации, ибо только это позволяет хорошо изучить другого субъекта рынка, особенно если другой — конкурент.

Одной из предпосылок рациональной модели рынка является минимальная взаимозависимость участников сделок. Минимальная взаимозависимость в принятии решений достигается только в рамках структуры рынка, называемой "совершенно конкурентным рынком", который характеризует ряд признаков:

• число участников сделок (продавцов и покупателей) велико, причем доля каждого из них в совокупном объеме незначительна;

• предметами обмена являются стандартизированные и однородные продукты;

• покупатели располагают полной информацией об интересующих их продуктах;

• отсутствуют барьеры для свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияний.

В условиях совершенной конкуренции ресурсы, представляющие собой объект экономического выбора, становятся неспецифичными: им легко найти равноценную замену, причем результат замены для потребителя будет тот же.

Совершенно очевидно, что реальные конкурентные отношения даже в странах с развитой и цивилизованной рыночной инфраструктурой далеки от этого идеала. Во многом это определяется ограниченной рациональностью агентов рынка. Она проявляется в неспособности экономических агентов: •получить полную информацию о возможных альтернативах; использования ограниченных ресурсов;

•отделить без существенных когнитивных издержек адекватную информацию от искаженной;

• полностью обработать полученную информацию и принять

решение (решить задачу оптимизации).

Ограниченная рациональность потребителя, к примеру, позволяет манипулировать его поведением через недобросовестную рекламу, результатом чего становится неадекватность принимаемых решений.

Данная характеристика рациональности связана с ограниченностью внимания как интеллектуального ресурса, а также с несовершенными аналитическими возможностями человека. Таким образом, возникает проблема определения:

• условий экономии на рациональности участников обмена;

• факторов, стимулирующих рациональность принимаемых решений относительно средств индивидуализации предприятий и производимых ими продуктов.

Ограниченная рациональность человека тесно связана с издержками по установлению и поддержанию контроля в процессе обмена и использования ограниченных ресурсов. Хозяйственный оборот имеет множество аспектов: временной, пространственный, а также выражающийся в характеристиках обмениваемых благ, стимулах заинтересованных сторон. Следовательно, издержки также многообразны:

• для принятия решения в рамках обмена человеку необходимо затратить ресурсы на выявление альтернатив;

• приобретение блага означает получение комплекса свойств (физических и правовых), измерение или оценка которых также сопряжены с издержками;

• защита прав собственности как важнейший фактор формирования системы стимулов экономических агентов также сопряжена с издержками;

• любое соглашение между экономическими субъектами об '' обмене правами собственности так или иначе требует затрат на разработку и согласование;

• практически ни одно из соглашений между участниками хозяйственного оборота не является всеобъемлющим, что всегда оставляет возможности для оппортунистического поведения на основе стратегического манипулирования информацией, не связанной с соображениями морали.

Рассматривая возможные варианты конфронтации в экономической сфере, эксперты обычно используют так называемую сетку Б. Надулека, по которой конфронтация подразделяется на три вида: прямую, косвенную и стратегию опережения.

Прямая конфронтация характерна для двухполюсного конфликта, по принципу "один на один". Здесь ключевым является добывание "предварительной информации", что способно изменить соотношение сил, мощь того или иного конкурента с целью нанесения противнику решающего удара.

Косвенная конфронтация присуща многополюсному конфликту: "все против всех". Здесь нужно победить, по возможности не сражаясь, сделав особый упор на согласованность действий и повышенную мобильность, добиваясь преимуществ воздействием на самые устои системы и запугиванием противника. В качестве типичного примера приводится многократно повторяющаяся ситуация в валютно-финансовой сфере: коалиции возникают и распадаются в соответствии с соотношением сил между спекулянтами и правительствами, чьи намерения первые пытаются во что бы то ни стало опередить.

Стратегия опережения — действия того, кто в одиночку противостоит всем и поэтому вынужден учитывать как общую, в целом для него неблагоприятную обстановку, так и свои собственные силы, причем ситуация общая постоянно меняется, развивается. При такой стратегии исчезает различие между состояниями экономической войны и мира. Поскольку ситуация "один против всех" не дает права на ошибку, необходима повышенная всеобщая активность, увеличивающая эффективность получения и внутреннего распределения информации.

Отношения между субъектами рынка в условиях рыночной экономики могут характеризоваться доброжелательностью, терпимостью, взаимодействием либо настороженностью, соперничеством, активным противоборством. Противоположными в этой ситуации выступают отношения тесного сотрудничества и противоборства. Между этими крайними формами отношений можно выделить по степени нарастания напряженности такие формы отношений, как взаимодействие, соперничество, конкуренция.

Сотрудничество представляет собой широкие совместные действия фирм в достижении высоких прибылей в процессе производства и продажи своей продукции. Оно проявляется в тесных взаимовыгодных деловых отношениях с партнерами. Характерный пример — отношения с поставщиками. Некоторые фирмы не доверяют одному поставщику и предпочитают иметь нескольких поставщиков, конкурирующих между собой за право осуществлять поставки. Поставщики в такой ситуации не заинтересованы в том, чтобы постоянно учитывать интересы всех потребителей, ведь они в любой момент могут и отказаться от поставок. Наиболее прогрессивные фирмы привлекают своих поставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания того или иного изделия или продукта. Для этого они заключают с поставщиком долгосрочные контракты, обучают их новым методам управления, обмениваются информацией, необходимой для совместной работы.

Взаимодействие — это форма отношений, характеризующаяся согласованностью действий партнеров для достижения максимального эффекта и получения максимальной прибыли при производстве и сбыте товаров. Взаимодействие предполагает взаимность как один из основных принципов взаимоотношений сторон, базирующихся на правовых нормах. Одним из условий успешной совместной работы является согласование экономических целей, поскольку координация и согласование работ с различными целями крайне затруднены. Для этого необходим лидер, осуществляющий координацию действий. Альтернативой взаимодействию может быть достижение всеми участниками баланса интересов, который в цивилизованном рыночном хозяйстве должен представлять собой баланс между сотрудничеством и соперничеством.

Соперничество — это антагонистические действия, направленные на достижение превосходства над конкурентом или противником. Борьба за рынки и сферы приложения капитала, будучи в современных условиях главным орудием соперничества, является одним из важнейших факторов острых противоречий и конкуренции. В условиях рынка ареной напряженной борьбы стало соперничество за лидерство в новейших отраслях, на важных направлениях научно-технического прогресса. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но нужно всем.

Противоборство — острая антагонистическая борьба за завоевание и монопольное владение рынком сбыта. На этой фазе отношений применяются самые различные подходы с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата, убийства сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т.п. Имеются многочисленные примеры таких действий как в России, так и за рубежом.

Соперничеству в современных условиях присущи открытая враждебность, повышенная бдительность и взаимная агрессивность на рынке. Проявлением соперничества является конкуренция, которую можно определить как антагонистическую борьбу за более выгодные условия производства и сбыта, за получение наибольшей прибыли, что достигается различными путями, вплоть до сбивания цен на продукцию.

Каждый бизнесмен преследует на рынке свободной конкуренции только свои личные цели. Однако рыночные законы действуют таким образом, что, преследуя собственные интересы, он в то же время реализует интересы широких масс потребителей. Конкуренция автоматически вытесняет фирмы, которые производят излишнюю с точки зрения рынка продукцию, т.е. невостребованную им. В то же время фирмы, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы вне конкуренции. В такую рыночную нишу устремляется множество продавцов, производители таких товаров или их заменителей получают толчок к наращиванию производства. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом регулирования свободного рынка, помогая фирмам мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

В современных условиях, характеризуемых широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, не только резко обострилась конкурентная борьба, но и по-новому расставились приоритеты, обусловив необходимость переоценки методов ведения стратегии и техники рынка. Возникло понятие "неопределенность", под которым понимается постоянная изменяемость внешних условий деятельности фирмы, требующая быстрой и гибкой переориентации производства и сбыта с учетом сложившихся ситуаций на товар-ном рынке.

В выгодном положении оказываются те фирмы, руководство которых способно лучше других оценить рыночную ситуацию, вовремя приспособить производственно-сбытовую деятельность фирмы к динамично развивающейся рыночной конъюнктуре. Важно правильно оценить реальные отношения с партнерами и конкурентами с учетом внешних и внутренних факторов в интересах наилучшей организации производственно-сбытовых процессов, повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности.

Оценив ситуацию на рынке и отношения между производителями, можно определить вероятные действия конкурентов. Возможность предсказать поведение конкурента необходима для принятия как организационных решений, так и защитных мероприятий, обеспечивающих безопасность фирмы с учетом реальности.

При оценке положения фирм на рынке они обычно делятся на группы, каждая из которых реализует свои функции: "лидер", "вызывающий", "щелевой".

Стратегия "лидера" состоит в том, что, обладая преимуществом в ресурсах, как в количественном, так и в качественном отношениях, он завоевывает наибольшие доли рынка и лучше других адаптируется к спросу. В настоящее время лидерами на своих товарных рынках являются такие компании, как "Дженерал моторс", "ИБМ", "Ксерокс", "Кока-кола", "Нестле" и т.д.

Стратегия "вызывающего" состоит в общем плане во всемерном наступлении на позиции "лидера" с целью когда-либо занять его позиции или хотя бы существенно потеснить его. К лидерам относятся такие также широко известные компании, как "Форд", "Пепси", "Эпсон" и т.д.

Стратегия "щелевого" или "окопавшегося" в рыночной нише направлена в основном на укрепление завоеванных, пусть и небольших рыночных позиций. К ним относятся в основном новички, которые стараются найти своего покупателя и при этом не затронуть более сильных конкурентов, что может быть чревато для новичков катастрофическими последствиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: