1998 г. – период наибольшего спада (+++)
ВВП 1998 г. по отношению к ВВП 1990 г. – 54% (спад 46%)
Объем промышленного производства 1998 г. по отношению 1990 г. – около 45% (спад 55%).
2008 г. – новое обострение угрозы
Спад в производстве ВВП в 2009 г. – 7.8%
2010,11 г. – рост производства ВВП на 4.3%
Если сравнивать уровень производства 1990 г. с современным, то его достигли только три региона: Приволжский, Дальневосточный и Центральный.
Деформированность структуры российской экономики можно рассматривать с нескольких позиций:
a. сырьевая направленность российской экономики
2010 г. – доля производств, связанных с добычей и производством ТЭР и металлургическим производством, в общем объеме промышленного производства по России в целом составляла 59.2%
Доля производств высокотехнологичной продукции около 13%
в 1990 г. - сырьевые 21.2%, машиностроение и металлообработка 28.8%
b. Сильная ориентация российской экономики в сторону товарного производства в ущерб производству услуг
2008 – 2010 г.
Доля промышленного производства, с/х и строительства в структуре производства ВВП России составляла около 40%
Аналогичный показатель для развитых стран (2008 г.):
Германия - 30.2%, Великобритания - 25.6%, Франция - 23.3%, Италия 29.1%, США - 23.1%, Канада – 32.9%, Япония 30.6%
c. Высокий уровень концентрации производства в ключевых отраслях экономики
Преимущество крупных предприятий в советской экономике – экономия удельных затрат на выпуск единицы продукции
Недостатки крупных предприятий в рыночной экономике:
· невысокая адаптационная способность крупных предприятий
· сложности с управлением предприятием
· потребность в высоких капиталовложениях
d. Высокий уровень неравномерности социально-экономического развития отдельных регионов РФ
1. Регионы-доноры, обеспечивающие социально-экономические показатели страны
2. Дотационные и депрессивные регионы
Разрушение научно-технического потенциала
Научно-технический потенциал (по В.И. Громеко) – это совокупность трудовых, технических, материальных, информационных ресурсов и ресурсов организации и управления, отвечающих требованиям каждого данного этапа НТР и предназначена для создания новой и совершенствования выпускаемой продукции интенсивного развития производства и обеспечения на этой основе изменения условий и характера труда, повышения эффективности общественного производства.
На момент распада СССР был технологическим лидером по многим направлениям научно-технического прогресса, но этот потенциал устарел.
Основные звенья научно-исследовательской и образовательной деятельности в экономике СССР:
1. научно-исследовательские организации - сосредоточены в системе Академии наук (фундаментальные исследования по перспективным направлениям НТР, а также прикладные исследования по проблемам, не имеющим стандартного решения, на 1992 г. 2077 организаций, в 2010 г. 1840)
2. организации, занимающиеся реализацией и практическим внедрением научных и технологических разработок в производство (конструкторские, проектные организации, НИИ, в 2010 г. 445 шт.)
3. вузы (подготовка квалифицированных кадров, способных решить задачи НТР в соответствии с современными мировыми тенденциями, на 1992 г. 446 вузов, в 2010 г. 1115 шт.)
Основные результаты реформирования экономики для научно-технической сферы:
· корпус исследовательского персонала сократился с 804 тыс. чел. в 1992 г. до 368.9 тыс. чел. в 2010 г.