Сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления

Параметр сравнения Традиционное управление Антикризисное управление
Условия деятельности предприятия -невысокий темп изменений; -предсказуемость ситуации; -управленческие проблемы повторяющиеся, знакомые - высокий темп изменений; - непредсказуемость ситуации; - управленческие проблемы повторяющиеся, новые
Цели деятельности -традиционная цель – получения максимума прибыли - антикризисные цели, связанные с ликвидацией причины кризисных тенденций или их последствий. Критерии – минимизация времени, минимум потерь при преодолении кризисных тенденций
Решение управленческих проблем -реакция в ответ на возникшую проблему; -ориентация на прошлый опыт - предвидение и возможное предупреждение проблем - творческий поиск (ориентация на прошлый опыт, как правило, не имеет смысла)
Организация ресурсов для достижения целей -жесткая структура - маневренная (гибкая) структура на основе распределения ресурсов в соответствии с антикризисными приоритетами
Характер управленческой информации - регламентированные информационные потоки - точная, избыточная информация - зависимость информационных потоков от складывающейся кризисной ситуации; - недостоверная, недостаточная информация
Организационная структура управления - стабильная или экстенсивно изменяющаяся - четкое распределение функций на длительный период - узкая функциональная направленность - гибкая, меняющаяся в соответствии с антикризисными приоритетами; - отсутствие четкого распределения функций на длительный период; - широкая и частично непредсказуемая область действий
Система поощрений - поощрения за стабильность и эффективность - поощрения за инициативу
Стиль руководства -умение установить единство подходов - умение вдохновить людей на восприятие изменений

Механизм антикризисного управления включает в себя основные подсистемы анти­кризисного управления предприятием:

I. Подсистема диагностики и прогнозирования финансо­вого состояния предприятия в единстве с оценкой техни­ко-технологических параметров производства с учетом мо­рального и физического износа. Важна диагностика кризис­ных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее л с меньшими потерями осуществить антикризисное вмеша­тельство. Еще более эффективным является прогнозирова­ние возможных кризисных явлений и принятие предупреди­тельных мер.

II. Подсистема маркетинга, включающая в себя разра­ботку антикризисной маркетинговой стратегии и тактики как относительно профиля деятельности предприятия в целом, так и применительно к конкретным видам продукции.

III. Подсистема антикризисной инвестиционной полити­ки, нацеленная на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких разрезах: а) технико-техноло­гической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; з) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных эконо­мических структур или органов власти.

IV. Подсистема производственного менеджмента, кото­рая охватывает управление технико-технологической сторо­ной производства.

V. Подсистема управления персоналом (предполагает об­новление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и осо­бенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

VI. Подсистема финансово-экономического менеджмента, использующаяся для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятий.

VII. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации предприятия, которая существует в нормальных условиях хозяйствования лишь в качестве потенциальной; однако если предприятие становится банкротом и нет воз­можности его оздоровить, эта подсистема превращается в реальную.

Термин «антикризисное управление» стал привычным по отношению к финансово-несостоятельным предприятиям. Но здесь можно наблюдать весьма поверхностный подход. Дело, в основном, сводится к анализу финансового состояния неплате­жеспособного предприятия. Обычно проводится анализ динамики балан­са, структуры активов и пассивов, а также результатов финансовой дея­тельности. Такой анализ мало что говорит об истинной ситуации на пред­приятии.

Для обеспечения выживания предприятий необходимо разработать и внедрить в практику хозяйствования систему антикризисного управле­ния предприятием, которая должна базироваться на исследовании фак­торов деятельности предприятий в условиях переходного периода с уче­том специфики состояния российской экономики.

Эта система должна иметь свои антикризисные цели и основываться на совокупности внешних и внутренних воздействий, обеспечивающих выявление и преодоление кризисных факторов деятельности предприятия.

Общепризнанного методического фундамента для решения этой зада­чи (точнее — совокупности задач) применительно к специфическим рос­сийским условиям пока нет. Есть подходы к решению отдельных задач, каждая из которых обычно рассматривается вне связи с остальными.

Кризисные ситуации существенно меняют условия деятельности предприятия. В теории и практике по созданию систем управления в кризисных ситуациях существует правило, в соответствии с которым для успешного противостояния окружающей среде сложность и скорость принятия решений на предприятии должны, как минимум, соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде.

Таким образом, чтобы противостоять кризисным ситуациям, необходимо строить системы управления быстрого реагирования. Это правило касается всех уровней управления, включая государственный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: