Лекция № 16. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления

Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности по выводу предприятия из кризисной ситуации является сбор исходной информации о ситуации в нем и первичный анализ его деятельности. Такой сбор и анализ могут вестись в самых различных направлениях по самым различным методикам, что объясняется спецификой конкретной ситуации. Такими направлениями деятельности группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации может быть анализ:

  1. потенциала ее кадрового состава;
  2. адаптации организационных структур к изменяющимся условиям;
  3. ее финансового состояния;
  4. информационной культуры сотрудников;
  5. изменения научно-технического потенциала организации и отрасли;
  6. влияния правового поля на деятельность организации в целом и ее сотрудников;
  7. изменения экологической ситуации и ее влияния на деятельность организации;
  8. решения проблем безопасности;
  9. экономической ситуации в организации.

Из всего многообразия направлений работы группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации прежде всего необходимо выделить анализ финансово-хозяйственной деятельности, на первом этапе включающий анализ финансового состояния организации и финансовых результатов ее деятельности.

Финансовое состояние выявляется на основе использования системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении. Оно формируется под воздействием множества факторов.

К основным направлениям анализа финансового состояния организации относят:

1. анализ динамики состава и структуры имущества организации;

2. оценку движения источников финансирования;

3. анализ состояния запасов и затрат;

4. анализ финансовых коэффициентов.

Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночных условиях оцениваются также целой системой индикаторов, определяющую роль среди которых играет прибыль и ее производные.

Информация о реальных размерах и местонахождении денежных средств организации, как правило, сосредоточена в следующих источниках: балансе, главной книге, договорах.

На предприятии, находящемся в кризисе, часто происходят кражи и хищения. Возможные методы хищений и их отражение в документах (в порядке убывания значимости и предполагаемых размеров хищений) таковы:

Регулярные хищения через «обналичку». Оформляются бестоварными договорами. Услуги, как правило, списываются на себестоимость. Надо выявить фирмы, с которыми у предприятия большой суммарный оборот.

Уход денег по товарным договорам (договор на поставку есть, а товара нет). Фиктивные проводки через склад маловероятны (осведомленность широкого круга лиц). Необходима проверка прихода товара на склад (накладных и др.).

Учреждение новых фирм и перевод туда денег. Нужна доскональная проверка учредителей фирм, с которыми предприятие сотрудничает, а также проверка учредителей, которые создали их учредителей.

Хищения при поставках. Могут быть выявлены только при хорошем знании цен на рынке.

Завышение расходов сырья, сбыт неучтенной готовой продукции (только если продукция пользуется спросом). Могут быть выявлены только хорошими технологами.

Фиктивный наем работников.

Для выяснения всего вышеуказанного, а также иных возможных нарушений надо изучить и проанализировать калькуляцию себестоимости, которая в обобщенном виде есть в главной книге. Затем запросить и проанализировать документы, дающие расшифровку по подозрительным статьям. В результате первого ознакомления с бухгалтерской отчетностью возникает понимание необходимости и целесообразности изучения и изменения сложившейся практики бухгалтерского учета, которая при ее проведении включает оценку:

1. количества работников, их краткую характеристику (возраст, образование, стаж работы на данном предприятии);

2. степени загруженности каждого для обоснования существующей численности;

3. распределения обязанностей и ответственности;

4. качества работы (кем, как, по каким показателям) бухгалтерии в целом и каждого бухгалтера в отдельности, в том числе главного бухгалтера;

5. иерархии подчинения;

6. взаимосвязи с другими подразделениями и лицами;

7. документов, предоставляемых в бухгалтерию (с какой периодичностью, из каких подразделений и от каких лиц);

8. документов и информации, предоставляемой бухгалтерией (с какой периодичностью, в какие подразделения и каким лицам.

Цель оценки — определить, во-первых, какой учет мы хотим иметь на предприятии; во-вторых, нужна ли структурная перестройка в бухгалтерии и какая, и в случае необходимости разработать новое положение о бухгалтерии, которое, с одной стороны, опиралось бы на существующую прежде систему учета, а с другой, — учитывало требования к постановке бухгалтерского учета на предприятии. При этом требования к работе бухгалтерии таковы: своевременное составление и предоставление финансовых отчетов в налоговые органы и предоставление оперативной информации для управленческого учета.

Положение о бухгалтерии должно включать следующие разделы:

1. Общий:

a. точное название (полное и сокращенное);

b. место в системе управления;

c. задачи и цель деятельности в общем виде;

d. в чьем непосредственном подчинения находится;

e. кем возглавляется (точное полное название должности);

f. порядок назначения на должность и освобождения от нее;

g. внутренняя структура, название и количество должностей;

h. подчиненность и взаимодействие в общей структуре;

i. порядок утверждения структуры и штатов;

j. чьи устные и письменные распоряжения выполняют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: