Ценовая дискриминация второй степени

Поскольку осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко, чаще монополия продает по разным ценам не каждую единицу продукции, а определенные ее партии в соответствии с одной и той же кривой спроса. Таким образом осуществляется ценовая дискриминация второй сте­пени.

На практике она часто принимает форму разного рода скидок. Например, чем выше объем поставки, тем выше предоставляемая скидка цене, или сезонный би­лет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов и т. п.

 
 

Рис. 2. Увеличение прибыли за счет ценовой дискриминации второй степени

На графике (рис. 2) монополист разбивает весь объем произведенной продукции на две партии. При данном Отраслевом спросе и отсутствии цено­вой дискриминации сочетание Рм и Qм обеспечивает максимальную прибыль, равную площади нижнего заштрихованного прямоугольника. Если монополист сможет продать Q1 единиц продукции по цене Р1 а оставшуюся партию Qм — Q1 по цене Рм, то его прибыль возрастет на площадь верхнего заштрихованного прямоугольника.

При разделении всего объема выпуска на две партии с целью их реализации по разным ценам прибыль будет максимальной, если соблюдаются следующие отношения:

 
 

Полученный вывод можно распространить на любое число партий. Общее правило установления цен для осуществления ценовой дискриминации второй степени таково: предельная выручка от продажи i-й партии должна равняться цене (i+1)-й партии, а предельная выручка от продажи последней партии — предельным затратам.

 
 

На графике (рис. 3) весь выпуск продукции монополист разделил на три партии и каждую продает по своей цене.

Рис. 3. Ценовая дискриминация второй степени

При заданном отраслевом спросе выбор q1 определяет цену р1. Точка пересе­чения MR1 с перпендикуляром, исходящим из q1, определяет Р2. По этой цене можно продать партию q2— q1. Пересечение MR2 с МС выявляет цену, по кото­рой следует реализовать последнюю партию q3— q2.

Проведение ценовой дискриминации позволяет, с одной стороны, монопо­лии получать больше прибыли и, с другой стороны, сохранить на рынке потре­бителей с низкой покупательной способностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: