Справка. Объяснительная и пояснительная записки

Письмо

Внешняя переписка

Объяснительная и пояснительная записки

Служебная записка

Служебная записка также как и докладная записка относится к формам внутренней переписки. Направляют ее из структурных подразделений или от должностных лиц любому адресату внутри организации.

Служебные записки могут иметь информационный, инициативный или отчетный характер. Служебную записку подписывает руководитель подразделения, реже ее составитель.

Текст служебной записки состоит из двух частей. В первой излагают факты, послужившие причиной для ее написания. Во второй – излагают просьбы, делают выводы и дают предложения по излагаемому вопросу. От того, как будут изложены факты и причины в преамбуле, зависит восприятие Ваших просьб и предложений в заключительной части.

Служебные записки, как и докладные, рекомендуется регистрировать в журналах регистрации внутренней документации.

Формуляр-образец служебной записки будет состоять из тех же реквизитов, что характерны для докладной записки. Измениться лишь наименование документа.

Примечание: Оформляя любой внутренний документ нужно обязательно указывать все необходимые для его идентификации реквизиты, т.к. документ может попасть в другую организацию, и он должен быть опознан.

Объяснительная записка– документ, объясняющий причину нарушения трудовой дисциплины или не выполнения какого-либо поручения и т.д. Объяснительные записки личного характера работники пишут от руки по типу заявления. Объяснительная записка должностного лица, поясняющая невыполнение поручения, оформляется как официальный документ (по образцу докладной записки).

Еще одна разновидность - пояснительная записка, содержащая разъяснения отдельных положений основного документа (плана, программы, отчета, проекта и т.д.).

Пояснительные записки, как приложение к основному документу оформляются на общих бланках. Подписывает такую записку руководитель.

Формуляр-образец ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ (ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ) ЗАПИСКИ в зависимости от назначения состоит из реквизитов: 08, 10, 11,12, 14, 15, 18, 20, 21, 28.

Письмаслужат средством общения с учреждениями, частными лицами, позволяют сообщать различные сведения, уведомлять о событиях и т.д.

Существуют письма, содержащие просьбу, предложение, претензию, запрос. Они требуют ответа. Письма, содержащие извещение, информацию, рекламу, отказ, напоминание, ответа не требуют.

Письма могут быть адресованы в организацию, ее структурное подразделение, конкретному должностному лицу, руководителю организации. Способы оформления реквизита «Адресат» описаны в главе «Общий вид и состав реквизитов документа».

При адресации письма частному лицу вначале располагают фамилию, имя, отчество, затем адрес. Во избежание недоразумений фамилию, имя, отчество пишут полностью.

Для удобства восприятия элементы реквизита «Адресат» лучше отделять друг от друга 1,5 – 2,0 интервалами.

Когда письмо адресовано одновременно нескольким получателям, то адрес основной организации пишут первым. Если письмо отправляется более чем в 4 адреса, то составляется список рассылки с указанием на каждом экземпляре только одного адресата.

В письме, как правило, освящается один вопрос. Несколько вопросов излагают в одном письме только тогда, когда они взаимосвязаны по целям и задачам.

Текст письма должен быть простым, лаконичным, последовательным, убедительным и корректным, лишенным эмоциональности и описательной красочности.

Факты, события излагают полно, объективно и ясно. Неточности, допущенные при оформлении письма, могут лишить его юридической силы и отрицательно сказаться на имидже его автора.

Текст письма конструктивно состоит из логически завершенных взаимосвязанных по смыслу частей, которые выделяют абзацами.

В водной части указывают причины, послужившие основанием для составления письма, ссылаются на факты, документы, обстоятельства и т.д. Это часть является пояснительной и от того, как она будет изложена, зависит, какое решение примут наши партнеры.

В основной части излагают цели, просьбу, предложение, сообщение, отказ и т.п. Письмо может состоять только из основной части. Например: «Просим выделить 4 автобуса марки «Вольво» для обслуживания конференции….».

В тексте не должно быть лишних слов, затрудняющих чтение. Следует избегать ненужных сокращений. Употребление терминов должно быть обосновано необходимостью. Для правильного использования терминов следует обращаться к терминологическим словарям. Если вы сомневаетесь в том, что употребленный в письме термин будет правильно понят адресатом, его лучше заменить выражением нейтральной лексики или дать его точное словарное определение.

Текст письма может излагаться от третьего лица ед. числа – «Организация сообщает…». А также от третьего лица ед. числа – «Собрание акционеров постановляет», что отражает принцип коллегиальности, от первого лица ед. числа – «Прошу Вас…», или от первого лица мн. числа «просим», «направляем», «приглашаем».

По современным традициям письмо часто начинают с именного обращения:

«Уважаемый Николай Петрович!», «Николай Петрович!», «Господин Петров!», «Уважаемый господин Петров!», «Уважаемые господа!», «Уважаемые коллеги!».

Обращение «Глубокоуважаемый» применяется крайне редко, только по отношению к людям весьма преклонного возраста, снискавших всеобщий почет и уважение за свои заслуги.

Письма определенного характера (приглашение, благодарность, просьбы и т.д.) могут включать в себя ключевые фразы комплимента: «Продукция Вашего предприятия снискала уважение российского потребителя, она соответствует международным стандартам качества и достойна быть представленной на международной ярмарке» (в письме-приглашении).

Если письмо начинается с формулы вежливого обращения («Уважаемый господин…»), то и завершаться оно должно фразой «С уважением, генеральный директор…». В письмах, в которых предполагается совместная деятельность, могут употребляться фразы типа: «Надеемся на дальнейшее сотрудничество!», «Будем рады видеть Вас в числе участников ярмарки!».

Письмо оформляют в двух экземплярах, факс - в одном. Первый экземпляр, оформленный на бланке предприятия, отправляют адресату, второй – подшивают в дело.

Если к письму прилагаются дополнительные материалы, тогда после текста через 2 интервала делается отметка о приложении.

Сведения об оформлении реквизита «Отметка о наличии приложения» содержатся в главе «Основные правила оформления документов».

Первый экземпляр письма подписывают руководители предприятия, второй - руководители структурного подразделения или его составители. В гарантийных письмах подпись руководителей удостоверяется печатью предприятия.

Письма оформляются на специальных бланках для писем формата А4. Если письмо не превышает десяти строк, то его оформляют на бланке А5.

Для оформления писем допускается применение бланков, как с продольным, так и с угловым расположением реквизитов.

Для удобства и оперативности многие фирмы моделируют бланки своих фирм на компьютере, используя их как шаблоны. При моделировании бланка письма необходимо соблюдать определенные правила.

Так, при моделировании бланка обязательно создается именная зона адресанта – автора документа, которая включает реквизиты: Герб РФ (эмблема или товарный знак), наименования организации, справочные данные об организации, коды ОГРН, ИНН/КПП, ОКПО, отметки для даты и регистрационного номера, ссылка на дату и номер документа-запроса. Эти реквизиты позволяют получить полную информацию об авторе письма. При помощи символов отводится место под заголовок.

При угловом бланке, для реквизитов адресанта отводится верхний левый угол, а правый – для реквизитов адресата. Например:

 
 
Объединение «ЭКСПО-ЦЕНТР» пр. Менделеева, 12, г. Томск, 646059 тел. (3832) 26 08 29; факс 26 09 26 e-mail: sibirjak@.ru ОГРН 567954; ОКПО 5678940 ИНН/КПП 24356578054/565678 ______________№______________ На №____________ от ___________


  ООО «Фрегат» Генеральному директору А. С. Лопатину ул. Космонавтов, 123, г. Омск, 644050

┌ Об участии в международной выставке ┐

Уважаемый господин Лопатин!

Приглашаем Вас принять участие в международной ярмарке-выставке «Компьютерные технологии ХХI века», которая пройдет в г. Томске с 22 по 30 июля 2009 года.

Томская выставка является одной из крупнейших мировых выставочно-торговых мероприятий. Ежегодно в ней принимают участие ведущие производители компьютерных программ России, Америки, Европы и Азии.

Участие в этой выставке позволит Вам познакомиться с новыми компьютерными технологиями в различных производственных областях, встретиться непосредственно с разработчиками и заключить выгодные сделки по внедрению программных продуктов в производство, принять участие в заседании Круглого стола по вопросам компьютерной безопасности.

Для участников выставки подготовлена интересная культурная программа, которая предусматривает двухдневную поездку на Обское водохранилище и посещение новосибирского оперного театра.

Если Вас заинтересовало наше предложение, просим заполнить анкету участника и выслать ее в наш адрес не позднее 30 мая 2009.

Надеемся на плодотворное и интересное сотрудничество!

С уважением,

Директор объединения А. С. Круглов

Иваницкий И.И.

Тел. 22 43 85

Справка подтверждает факты или события в определенный отрезок времени.

Справки различают двух видов:

1. Справки, описывающие и подтверждающие факты или события производственной деятельности и размеры денежного вознаграждения. Их составляют по указанию вышестоящей организации или руководителя организации для информации о выполнении планов, заданий, поручений. Текст такой справки состоит из двух частей: в первой части справки излагают факты, послужившие поводом к ее написанию, во второй – приводятся конкретные данные.

Выводов и предложений в справке не приводят. Это отличает ее от докладной записки. Если в справке фиксируются события определенного отрезка времени, то это должно быть отражено в заголовке: «О комплектовании заказа на 2003 год».

Справки выходящие за пределы организации оформляются на общих бланках формата А 4. Они подписываются руководителем предприятия и заверяются печатью. Внутренние справки оформляются с теми же реквизитами, но на чистом листе бумаги. Датой справки является дата ее подписания.

2. Ко второй категории относятся справки, удостоверяющие юридические факты: подтверждающие место работы, учебы, занимаемой должности, места проживания, стаж работы и т.д. Они выдаются по запросам заинтересованных лиц и учреждений. Как правило, при составлении таких справок применяются унифицированные трафаретные бланки. Подписывают такие справки руководителем организации и заверяются печатью.

Формуляр-образец СПРАВКИ состоит из реквизитов: 08, 10, 11,12, 14, 18, 20, 22, 25. Например:

Соколов Игорь Валерьевич работает слесарем-сантехником ОАО «Заря» с 23.02.1998 г. по настоящее время.

Директор Личная подпись Ю.Р. Рыков

Таким образом, информационно-справочные документы являются эффективным инструментом делового общения, отражением профессионального уровня работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: