Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы и регулирование финансовых отношений. Однако содержание и масштабы их участия в финансовой деятельности различны.
Государство как субъект финансовой деятельности выступает в лице государственных органов на уровне Федерации и субъектов Федерации.
К этим органам относятся:
1. Представительные органы государственной власти
устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.
2. Президент РФ
обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные напрвления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, финансово-кредитной системы и т.д.
|
|
Контрольное управление Президента осуществляет финансовый контроль[8].
В составе Администрации Президента образуются структурные подразделения в том числе занимающиеся финансовыми вопросами (например, Экспертное управление).
В семи федеральных округах реализацию полномочий Президента обеспечивают его полномочные представители.
3. Исполнительные органы государственной власти
Общей компетенции: Правительство РФ, Правительства или администрации субъектов. Принимают меры к реализации законов, обеспечивают исполнение бюджета (ст. 101, 114 Конституции РФ, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ»). В структуре аппарата Правительства и при Правительстве создаются департаменты, комиссии, советы в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти и проведения единой финансовой и денежно-кредитной политики (например, Департамент экономики и финансов Правительства РФ, Правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов).
Специальной компетенции: Минфин РФ и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Минфин РФ выделяется комплексным характером своих функций, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства. Во-первых, Минфин РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, нормативное регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга) и т. д[9].
|
|
На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено создание следующих подведомственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Статус федеральной службы получило в настоящее время Федеральное казначейство. Названные службы осуществляют функции контроля и надзора в указанных сферах.
Подобные Минфину РФ органы создаются и в субъектах Федерации. В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы и управления.
В числе органов специальной компетенции необходимо также упомянуть налоговые и таможенные органы, банки во главе с Центральным банком, и другие кредитные организации, органы государственных внебюджетных фондов.
3. Органы судебной власти
В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 с последующими изменениями и дополнениям, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции органов судебной власти.
4. Центральный банк РФ и коммерческие банки
Центральный банк РФ проводит операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга. Центральный банк осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков.
Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Во-первых, они являются агентами валютного контроля.Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наделенные государством властными полномочиями в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций.
Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность через органы местного самоуправления, а также непосредственно через население муниципального образования. Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, принимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.