Субъекты финансовой деятельности государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы и регулирование финансовых отношений. Однако содержание и масштабы их участия в финансовой деятельности различны.

Государство как субъект финансовой деятельности выступает в лице государственных органов на уровне Федерации и субъектов Федерации.

К этим органам относятся:

1. Представительные органы государственной власти

устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.

2. Президент РФ

обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные напрвления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, финансово-кредитной системы и т.д.

Контрольное управление Президента осуществляет финансовый контроль[8].

В составе Администрации Президента образуются структурные подразделения в том числе занимающиеся финансовыми вопросами (например, Экспертное управление).

В семи федеральных округах реализацию полномочий Президента обеспечивают его полномочные представители.

3. Исполнительные органы государственной власти

Общей компетенции: Правительство РФ, Правительства или администрации субъектов. Принимают меры к реализации законов, обеспечивают исполнение бюджета (ст. 101, 114 Конституции РФ, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ»). В структуре аппарата Правительства и при Правительстве создаются департаменты, комиссии, советы в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти и проведения единой финансовой и денежно-кредитной политики (например, Департамент экономики и финансов Правительства РФ, Правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов).

Специальной компетенции: Минфин РФ и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Минфин РФ выделяется комплексным характером своих функций, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства. Во-первых, Минфин РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, нормативное регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга) и т. д[9].

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено создание следующих подведомственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Статус федеральной службы получило в настоящее время Федеральное казначейство. Названные службы осуществляют функции контроля и надзора в указанных сферах.

Подобные Минфину РФ органы создаются и в субъектах Федерации. В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы и управления.

В числе органов специальной компетенции необходимо также упомянуть налоговые и таможенные органы, банки во главе с Центральным банком, и другие кредитные организации, органы государственных внебюджетных фондов.

3. Органы судебной власти

В соответствии со ст. 1 и 3 Зако­на РФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 с после­дующими изменениями и дополнениям, суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществля­ют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность го­сударства составляет часть компетенции органов судебной вла­сти.

4. Центральный банк РФ и коммерческие банки

Центральный банк РФ проводит операции с федеральным бюджетом и государствен­ными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию госу­дарственного долга. Центральный банк осуществляет финансо­вую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организа­циями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятель­ность государства. Во-первых, они являются агентами валютно­го контроля.Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наде­ленные государством властными полномочиями в случае установ­ления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций.

Муниципальные образования осуществляют финансовую дея­тельность через органы местного самоуправления, а также непо­средственно через население муниципального образования. Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, при­нимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: