Стратегического и оперативного контроллинга

Сравнительная характеристика

Американская модель

Рис. 1.1 Отличительные особенности американской и

немецкой моделей контроллинга

3. Стратегическое планирование:

- портфельные матрицы;

- инвестиционные планы и проекты;

- инновационные планы;

- проведение функционально-стоимостного анализа;

- анализ и контроль внешней и внутренней среды;

- разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий.

4. Финансовый и управленческий учет:

- анализ эффективности производства;

- анализ платежеспособности;

- анализ рентабельности;

- анализ ROI;

- анализ производственного результата.

5. Сбыт, производство, снабжение:

- реинжиниринг;

- функционально-стоимостной анализ;

- покрытий издержек;

- управление ассортиментной политикой;

- анализ безубыточности.

6. Ревизия и другие штабные функции:

- планирование и контроль по местам возникновения затрат;

- внутренний аудит.

В экономической литературе для решения поставленных задач выделяют оперативный и стратегический контроллинг. Сущность оперативного контроллинга заключается в формировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятиями, такими как прибыльность и ликвидность. Сущность же стратегического контроллинга заключается в обеспечении устойчивого развития фирмы.

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного контроллинга представлена в таблице 1.1.

На практике стратегический и оперативный контроллинг тесно связаны, так как при стратегическом планировании нужно учитывать возможность оперативной осуществимости цели/задачи, а оперативные проблемы достижение какого-либо показателя могут быть пропущены при пренебрежительном стратегическом планировании.

Для решения задач контроллинга на предприятии могут использоваться различные методы и инструменты:

- анализ баланса, результатов, прибыли и убытков;

- расчет издержек и их покрытие;

Таблица 1.1.

Признак Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг
Ориентация Цель Задачи Внешняя и внутренняя среда предприятия Ориентация на потенциал успеха. Обеспечение выживаемости фирмы. Осуществление антикризисной политики, недопущение банкротства. 1. Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия. 2. Определение ответственных лиц за стратегическое планирование. 3. Разработка альтернативных стратегий. 4. Определение критериев внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов. 5. Определение узких и поиск слабых мест. 6. Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями. 7. Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений. 8. Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов. 9. Анализ экономической эффективности (особенности инноваций и инвестиций) В основном внутренняя среда предприятия Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации и затрат 1. Руководство при планировании и разработке бюджетов (текущее и оперативное планирование). 2. Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления. 3. Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями 4. Сравнение плановых и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений. 5. Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов. 6. Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.

- отчетность;

- система планирования, информации, контроля;

- система показателей;

- ABC-анализ;

- расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;

- анализ безубыточности;

- программы снижения и оптимизации издержек;

- портфолио-анализ;

- планы, стратегии;

- анализ ЖЦ;

- анализ стоимости;

- анализ рабочего времени;

- анализ эффективности;

- реинжиниринг бизнеса;

- анализ внутренней и внешней среды;

- анализ инвестиций;

- анализ инновационной деятельности.

В зависимости от сферы деятельности компании, ее размеров, структуры управления используемый набор инструментов может меняться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: